Игровая зависимость

Игромания: что делать, если не можешь остановиться? Болезнь, симптомы, лечение

Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу, реабилитации. Мы узнали, кто в большей степени подвержен игромании, как ее выявить у себя, как она лечится и насколько велики шансы на избавление.

«Рейтинг Букмекеров» выяснил, кто в большей степени подвержен игромании, как ее выявить у себя, как она лечится и насколько велики шансы на избавление

Как игра превращается в болезнь

Для людей, страдающих нервными, психическими заболеваниями, свойственно отрицание проблемы. «Ну да, я пью несколько раз в неделю, но ведь я могу остановиться, какой же это алкоголизм!», — скажет любой алкоголик. «Да, я делаю ставки много лет, постоянно в приличном минусе, но мне просто не везет, скоро все изменится», — считает всякий игроман. Но, увы, зависимость – это то, от чего человек не может взять и просто отказаться, каким бы простым ему это ни казалось.

— Игромания – серьезное заболевание, — поясняет Роман Герасимов. — И как любого другого заболевания, у нее бывают разные стадии. За помощью, как правило, обращаются или их приводят, уже люди, понесшие серьезные потери из-за игромании. Это, можно сказать, основной «симптом» – потери. Потери финансовые, социального статуса, личных отношений – чаще всего из-за долгов. Из-за этого теряются друзья, близкие. Могут возникать проблемы с законом на фоне невыплаченных кредитов, люди могут обращаться даже к криминальным структурам в поисках денег. Все это понимают и видят, но остановиться не могут. Это и есть признак зависимости от игр – они не в состоянии прекратить без посторонней помощи.

У каждого человека свое дно, достигая которого, он может самостоятельно прийти в клинику. Кто-то осознает, насколько опустился, воруя у близких. А кто-то и оказавшись в одиночестве под забором, при смерти, ищет способы играть. Обычно зависимый человек до последнего отрицает свою проблему, наличие игромании. Ведь если он ее признает, то должен будет прекратить играть. А отрицание позволяет ему продолжать, объясняя это разными мотивами – у меня просто была черная полоса, вот-вот мне повезет, я просто не набрался опыта.

— Таких пациентов чаще всего приводят к психотерапевту близкие или же они приходят под давлением своих родных, — рассказывает психотерапевт. — Но приходят и сами игроманы, это тоже не редкость. Приходят, если знают, куда идти. В моей практике есть характерный пример. Когда еще азартные игры в России не были под запретом и не регулировались, до 80% пришедших на программу реабилитации игроманов попадало к нам через визитки, которые распространялись в игровых залах, казино. Это очень важный психологический момент: в игорных заведениях, проигравшись, человек осознает, что так дальше нельзя. Через день-два он снова будет охвачен игрой, но если в этот миг, так сказать, прозрения, у него перед глазами будет информация, он может обратиться за помощью. И это реальный шанс выбраться из этой ситуации для него.

Игроманы из мира спортивных ставок

Существуют ли некоторые особенности у игроманов, которые не в силах прервать свою игру на спортивных ставках? По словам специалиста, часто игровая зависимость бывает смешанной. А любителей ставок отличает вера в фактор анализа, а не слепой удачи. Хотя на самом деле от анализа они далеки.

— В моей практике было достаточно пациентов, игравших в букмекерских конторах, — рассказывает Роман Герасимов. — А еще чаще игромания была смешанная, то есть человека влекли любые азартные игры на деньги – ставки, автоматы, казино, покер, и даже биржевая игра относится к этой категории. Особенность тех игроков, которые делают ставки, в их отношении к себе. Они считают себя неплохими аналитиками, проделывают определенный интеллектуальный труд. В общем, не считают, что полагаются только на удачу, и верят, что все зависит исключительно от них. Действительно, существуют люди, которые действуют безэмоционально, полагаются только на расчет, их интересуют ставки или биржевая игра как форма заработка. Они должны чаще выигрывать или же как минимум примерно в равных пропорциях побеждать и проигрывать.

Итак, если человек постоянно больше теряет в деньгах, но при этом не ограничивает себя, а продолжает и даже поднимает ставки, то никакой аналитики и расчета за этим нет, это уже проявление игромании. И игрока от аналитика отличает то, что его интересует не выигрыш, как бы он себе это не внушал.

— Его «наркотик», если так можно выразиться, — это азарт, возбуждение от самой игры, всплески высокого уровня эмоционального состояния, как положительные, так и отрицательные. Эйфория победы, отчаяние поражения – игрок хочет их чувствовать постоянно, и это тянет его ставить снова и снова. Профессиональные игроки зарабатывают своей игрой, поэтому в их действиях нет места эмоциям, только расчет. Игроманы же, даже если они неплохо разбираются в ставках, будут действовать на эмоциях и нелогично, потому что это заставляет чувствовать большее возбуждение, страх проиграть и желание победить. Точка невозврата здесь – когда игра из удовольствия превращается в проблему, которая заставляет терять все больше денег.

Но очень немногие способны этот момент почувствовать. Потому что, даже потеряв удовольствие от процесса, они видят перспективу его получения в будущем. Поэтому зависимым людям очень трудно следовать слогану британской социальной рекламы When fun stops — stop.

Портрет игромана

Кто чаще всего страдает игроманией? Психологический образ понятен: она свойственна зависимому типу личности. И для этого типа форма зависимости не имеет решающего значения.

— Просто на жизненном пути ему попались букмекерские конторы, казино или автоматы, а мог попасться алкоголь, например. Или, что даже чаще, он зависит и от алкоголя тоже, — говорит психотерапевт. — Игроманы – это довольно широкий социальный контингент. Если говорить о личном опыте, то чаще всего речь идет о среднем классе или чуть ниже. Это не одинокие люди – чаще всего семейные, с детьми. У них присутствует определенное неудовлетворение своим социальным положением или ситуацией в семье, есть желание чувствовать себя значимым. Человек думает – я сорву куш и обеспечу всю свою семью. Такой «вкусный» вариант халявы, тем более, что перед глазами примеры, когда человек поставил мало, выиграл много и стал героем. Но на самом деле я описал только один характерный портрет из десятка. Есть много и других примеров – другая мотивация, другой социальный статус. Портрет игромана – это точно не узкий портрет.

Основной «симптом» игромании — потери финансовые, социального статуса, личных отношений – чаще всего из-за долгов

Лечить от игры

Первое правило лечения игромании – это признание больным своей зависимости. Как только он ее осознает и полностью откажется от игры, он встанет на путь выздоровления. Понятно, что это непросто. И требуется воздержание от игры, причем не временное, а полное.

— Золотая мечта любого зависимого – это контролировать процесс потребления, вещества, напитка, игры. Но правда в том, что это невозможно, — настаивает Роман Герасимов. — Нельзя научить игромана ответственной игре. Как только он вновь начнет ставить, он встанет на путь к неизбежному срыву. Это иллюзия, что он сможет на этот раз вовремя остановиться.

Программы реабилитации игроманов бывают разными.

— Наши, к примеру, были амбулаторными, то есть без помещения в клинику на все время лечения. Люди приходили на занятия. Здесь очень важна групповая терапия, чтобы игрок понимал, что он не одинок в своей проблеме, видел, что она схожим образом протекает у всех. Проводятся, разумеется, индивидуальные психологические сеансы, дается определенная работа на дом для самоанализа. Люди знакомятся с особенностями заболевания, своего поведения, узнают, как они себя обманывают, начинают понимать истинную причину своей игры. Все ведь игроки думают, что играют для того, чтобы выиграть деньги. Но на самом деле таким образом они заполняют эмоциональный вакуум, получают жизненную наполненность, которой им не хватает.

Неважно, бедный человек или богатый, у богатых свои проблемы, не связанные с социальной и финансовой необеспеченностью, он много чем неудовлетворен в жизни, и игра становится для него суррогатом эмоций. Поэтому очень важно, чтобы человек начал это осознавать. И, как только он научится воздерживаться, сохранять игровую «трезвость», необходимо учить его иначе заполнять этот вакуум, развивать его как личность. Чтобы не было дефицита простых человеческих эмоций.

Многие ли способны излечиться от зависимости, бросить проигрывать деньги раз и навсегда? О проценте избавившихся от игровой зависимости Роман Герасимов рассказывает на основе программы реабилитации, в которой принимал непосредственное участие как специалист. Ее благополучно проходило порядка 40% пациентов.

— Из них примерно половина сумела полностью избавиться от зависимости, сохранять «трезвость». А другие 20% все-таки срывались и начинали играть снова, часть из них потом снова приходила к нам на программу. Ну а большинство, 60%, либо срывались в процессе прохождения реабилитации, либо просто выходили из программы по своей воле. В принципе процент излечивающихся от игромании сопоставим с другими формами зависимости, поскольку и природа у них схожа. По каким-то параметрам игромания легче, по каким-то и тяжелее. К примеру, наркоманы могут в системе употребления находиться и 5, и 7, и 10 лет. А игроман может за полгода-год проиграть все и буквально сгореть. Но, конечно, это не обязательно, каждый случай зависимости – это частный случай, которым нужно заниматься индивидуально, хоть и следуя общим принципам лечения.

Истории не одного игромана

В Европе появились уже довольно давно, набирают популярность и в России так называемые клубы анонимных игроков (по аналогии с обществами анонимных алкоголиков). Это и Интернет-проекты, и офлайн-сообщества, где люди с игровой зависимостью могут встретиться, пообщаться, рассказать о своих проблемах, попросить помощи и поддержки. Та самая групповая терапия, о которой говорит Роман Герасимов. «Рейтинг Букмекеров» изучил десятки историй игроманов ставок на спорт и выбрал несколько показательных.

Игромания одного из членов семьи — беда для всех родственников

«Снова подсел…»

«Мне 35 лет. Женат второй раз, сын 5 лет. Первый раз познакомился с игровым автоматом в далеком 2000-м году: все просто — поставил x рублей — получил xx рублей. И тут понеслось: все, что заработал, — все уносил в павильоны с игровыми автоматами, пытался вернуть то, что проиграл. Изредка были выигрыши, но в общем, по большому счету, все проигрывал. Первая жена стала понимать, что семейный бюджет уходит в сторону, — признался в своей беде, решили справляться с ней совместно. Но в любом случае пытался обманом играть, делал это… В итоге — куча просроченных кредитов, проблемы с женой, хата в аренде — тут тоже просрочка, у друзей назанимал — многих друзей потерял… Короче говоря все плохо: жизнь изменилась и превратилась в сплошную игру. С женой развелись — по большому счету, из-за азарта. Решил начать новую жизнь, пообещал себе завязать с казино и игровыми автоматами. Нашел новую работу, девушку. Через год свадьба — родился сын, все хорошо, работа, семья. Игры нет — до меня дошло, что с компьютером все равно в плюсе не будешь, понял, что для меня эта тема закрыта. К тому же в России на тот момент реформа игрового бизнеса — все казино закрыли, вернее почти все, но меня эти вопросы уже не интересовали. Новая жизнь, деньги, новая машина, квартира, путешествия… Друзья — все отлично. И тут — ставки на спорт. Совершенно случайно. Снова подсел. И понеслось — долги, кредиты, проблемы с женой, друзьями, родственниками. Сейчас мы на грани развода — хотя у меня уже давно свой бизнес, и я зарабатываю больше, чем офисный сотрудник, раз в 7-10. И все уходит к букмекерам. Хорошую машину давно продал, езжу на старенькой «хонде», причем и она в ломбарде заложена… С друзьями напряг, деньги в долг уже точно никто никогда не даст. В общем, я в отчаянии. По-хорошему — остановиться — не играть месяц другой — долгов не будет. Очень этого хочу и сейчас даю обещание всем вам, что больше ставить не буду. Каждый день буду отчитываться, уйду в себя, в работу, беру сам над собой шефство».

«Да уж «МЮ»-то вынесет этих кандидатов на первую лигу в любом случае…»

«Первые ставки я делал по принципу: да уж «Манчестер Юнайтед»-то вынесет этих кандидатов на первую лигу в любом случае, тут все очевидно, и зачем на это ставки принимать? Позже не менее идиотский принцип: поставлю-ка на ТМ на 87-й минуте, ну кто тут уже будет забивать-то при счете 2-0, и зачем главное? Знаете, новичкам действительно везет. Еще, правда, дуракам. Но по такой логике мне, дураку, который не в состоянии остановиться, как раз должно везти. Только фиг там лежал, но об этом позже. Так вот, такие идиотские ставки меня вывели даже в какой-то момент если не в плюс, то к почти полному отыгрышу проигранного ранее в лото. Но куда мне там остановиться. «Догоним и перегоним», «выполним пятилетку за 4 года»… Прекрасные лозунги, чтобы описать стиль моей игры тогда, да и сейчас во многом. Серия идиотских ставок, которые почему-то перестали массово проходить. Еще больший слив. Но ума хватило не слить все накопления. Ах, да, совсем забыл. В какой-то момент мама внезапно решила поддержать мою цель накопления на собственное жилье, и даже почти всегда отдавала какую-то солидную часть со своей небольшой зарплаты. С отчетом об общей сумме текущих накоплений в произвольный момент времени, разумеется. Плюс сам что-то зарабатывал в интернете. Само-то по себе сумма неуклонно росла, если бы выкинуть из жизни проигрыши. А дальше началась «стабильность». Касаемо ставок, разумеется. Стабильная игра раз в 2-3 недели, и стабильные сливы солидных сумм раз в 2-3 месяца. Так продолжалось больше 2-х лет. Деньги все равно продолжали копиться, и даже удавалось как-то незаметно выходить на запланированные суммы. В итоге уже имелась сумма на микроскопическую квартиру-студию на стадии котлована где-нибудь в чистом поле за МКАДом. Пусть на такую паршивенькую, но все же квартиру. Но вот наступил февраль сего года. Казалось бы, очередной плановый слив, учитывая, что последний был в начале декабря. Да только вот перерос он в настоящий игровой запой. Не хочу лезть в подробную хронологию этого вязкого болота, но идея заключается в том, что на текущий момент моя поганенькая виртуальная квартира уже превратилась разве что в иномарку среднего класса. Особо хочу отметить то, что маме в итоге пришлось признаться. Сначала в начале июня, о минусе еще не такой феерической суммы. А второй раз — уже буквально неделю назад, на тот момент по полной программе. Почему на тот момент? Да потому что я еще успел слить буквально только что. Реакция мамы — некоторой степени шок, плюс полный отказ от внесения дальнейших взносов в мой «капитал». Что еще больше вгоняет меня в состояние безысходности. То деньги прибавлялись, а теперь резко убавились, так еще и застываю на мертвой точке. Проигрался вдвойне, если так можно выразиться. Но на это уже наплевать, если бы точно знать, что ни одной ставки в своей жизни я больше не сделаю. Так хотя бы виден свет вдали. Правда, с каждым днем мне кажется этот вариант все менее реалистичным, ибо болото засасывает. Плюс истории, в которых выкарабкиваются из этого болота, выходят в лучшем случае у одного из пары сотен. Знаете, я уже потерял веру в свою уникальность… И да, особо хочу отметить свою жизнь. Точнее ее позорное, в первую очередь для самого себя, содержание. Ни интересов, ни каких-то радостей, абсолютный ноль мотивации во всем. Да что там, даже девушки еще ни разу в жизни не было. Дом – универ -компьютер, да и все тут. А теперь к банальному. Как из этого болота все же вылезти? Как перестать делать ставки и наполнить свою жизнь чем-то ярким и в достаточном количестве?».

«Проиграла деньги для ребенка»

«Я игрок со стажем в 14 лет. У меня 5-6 кредитов, уже не помню точно сколько. В одном из 8 тысяч выросло 400. Пыталась бросить. Лежала на реабилитации, но не выдержала и сбежала от психологов. Вчера с подругой взяли очередной кредит, она на себя взяла, и все продули, в клубе был пожар, и мы еле оттуда выбрались. Я думаю, что это уже точно знак: если буду продолжать то конец. Хочу сказать, что какие бы мы теории ни строили (как выиграть) — конец один и тот же. Вот еще вчера проиграла деньги для ребенка на день рождения, сегодня вообще чувствую себя погано. Не играю уже 12 часов — это для меня уже достижение. Думаю, надо опять ходить к Анонимным игрокам. Потому что после собраний тяга все-таки уходит».

«Казалось, могу бросить в любой момент»

«Проигрываю деньги в букмекерских конторах на протяжении 5 лет, последние 2 года были особо убыточными: около 1 млн или больше. Сейчас влез в кредит 400 тысяч. Вся зарплата уходит на ставки. Самое интересное, что мне всегда казалось, да и сейчас иногда кажется, что я могу бросить в любой момент, хотя на самом деле это не так. Близкие и родные не знают. Ложка меда — это то, что за 6 месяцев я расплачусь с долгами, если жестко экономить и больше не ставить. Были небольшие перерывы длительностью в пару месяцев, зачем опять начал? Не могу найти объяснений…. Настроение после проигранных ставок ниже нуля. Полная депрессия, и это отражается на окружающих. И абсолютная противоположность при выигранных: эйфория, кажется, что можешь все в этой жизни. Никогда не понимал наркоманов и алкоголиков, а ведь на самом деле я сам хуже на порядок».

8 советов, которые помогут избавиться от игровой зависимости

1. Следите за временем

Компьютерные игры — это увлекательный процесс. Мы можем и не заметить, как провели за ним несколько часов. Довольно легко потеряться в выдуманных мирах и сюжетных поворотах, которые будут удерживать вас у экрана «ещё 10 минут».

Психолог Джон Грохол (John M. Grohol) уверен Coping with Video Game Addiction , что в таком случае может помочь отслеживание времени. Записывайте, во сколько вы начинаете играть и во сколько заканчиваете. В конце недели подсчитайте, сколько часов у вас ушло на игры. Скорее всего, эта цифра заставит вас одуматься.

2. Установите лимит

Поставьте таймер, который поможет вам в этом. Даже если вы продолжите играть после его сигнала, вы всё равно будете знать, сколько времени вы потратили. А знание — это ключ к вашему спасению. Возможно, это поможет выработать правило, например, играть только с друзьями или лишь в определённые дни.

Не нужно слишком себя ограничивать, это усугубит ситуацию.

Помимо временного лимита, установите денежный лимит. Определите, сколько игр в месяц вы можете себе позволить.

3. Основательно подходите к выбору игр

Прохождение некоторых игр требует очень много времени. Откажитесь от них в пользу тех, что можно закончить за более короткий срок.

4. Не бойтесь закончить игру, если она вам не нравится

Многие игроки стараются выбирать игры посложнее, чтобы доказать себе и всем, на что способны. Усмирите своё игровое эго. Это лишь виртуальная реальность. Если игра не доставляет вам удовольствия, просто не проходите её.

Не воспринимайте онлайн-игры как настоящее соревнование. Никто не осудит вас, если вы просто выйдете из игры. Это ведь ваша жизнь, и только вам решать на что тратить своё время.

5. Заслужите время на игры

Если из-за игр вы забрасываете домашние дела, работу и личную жизнь, то у вас серьёзные проблемы. Попробуйте заслужить игру. Не садитесь за компьютер, пока не выполните текущие задачи. Помните, что целью является не полный отказ от видеоигр. Вам важно осознать, что они лишь часть вашей многогранной жизни.

6. Смотрите трансляции видеоигр

Многие находят странными и бесполезными прямые трансляции видеоигр на YouTube или Twitch. И зря. Вместо того чтобы тратить своё время, можно посмотреть, как это делает кто-то другой. При этом не обязательно сидеть перед экраном. Можно заняться полезными делами, например уборкой.

7. Устройте игровую голодовку

Не у каждого получится резко отказаться от видеоигр на какое-то время. Но иногда это срабатывает. Если чувствуете, что вам пора возвращаться в реальность, попробуйте удалить с компьютера все игры или же собрать все диски и отвезти кому-нибудь из друзей на хранение. Например, на две недели или месяц.

У вас появится больше времени для важных дел и встреч с дорогими людьми.

Вы поймёте, что настоящая жизнь намного интереснее и игры вам её не заменят.

8. Найдите причину вашего бегства от реальности

Компьютерные игры — это неплохой способ расслабиться. Однако игровая зависимость является одной из форм эскапизма. Подумайте, не прячетесь ли вы от чего-то в виртуальном мире.

Если у вас проблемы в личной жизни, обсудите их с вашим партнёром. Если на вас давит работа, обратитесь за помощью и постарайтесь найти решение проблемы. Это эффективнее, чем прятаться за монитором.

В игре все мы сильные и выносливые, а в действительности — не всегда. Но ведь вы не приобретёте эти качества, если будете упорно избегать испытания, которые приготовила для вас жизнь.

Зависимость от видеоигр официально признана болезнью. Бороться с ними теперь будет легче

Правообладатель иллюстрации Epic Games Image caption Видеоигра Fortnite относится к числу самых популярных

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила зависимость от электронных игр в перечень психических расстройств. Это важное событие в истории отношений между обществом и современными технологиями.

Многие родители уже давно высказывают обеспокоенность широким распространением игр для смартфонов, которыми пользуются их дети.

  • Как Лара Крофт поглупела и перестала быть символом феминизма
  • «Тетрис»- терапия: что можно лечить с помощью видеоигры?
  • Исследование: соцсети не вредят учебе так, как видеоигры

Недавно объявленная корпорацией Apple инициатива под названием Digital Health, предполагающая введение в новые версии ее операционной системы механизма, который будет оповещать пользователя о времени, которое он тратит на игры. Идея была встречена с насмешками в экспертном сообществе, а также среди рядовых пользователей, которые усомнились в искренности намерений компании как-либо ограничить использование своих смартфонов, учитывая, что на них приходится львиная доля их прибыли.

Однако высказывания главы компании Тима Кука о собственной чрезмерной зависимости от смартфона свидетельствуют, что самая богатая компания мира, чья рыночная стоимость вскоре превысит 1 триллион долларов, всерьез относится к опасности, исходящей от этой зависимости.

Правообладатель иллюстрации Justin Sullivan/Getty Image caption Глава Apple Тим Кук заявил, что не представлял себе, сколько времени проводит, глядя на экран своего айфона

В мае британский министр культуры Матт Хэнкок принял решение об ограничении максимальной ставки на игровых автоматах в казино. Однако правительство куда больше озабочено широким распространением азартных игр в интернете, которое представляет собой растущую угрозу обществу.

Недавно писатель и публицист Джарон Ланьер написал новую книгу на эту тему, в которой он приводит список причин, которые должны побудить типичного пользователя отказаться от аккаунтов в социальных сетях. Первое место в нем занимает психическое здоровье.

  • Британские ученые: видеоигры позитивно влияют на детей

Это новое осознание потенциальной опасности новых технологий для общества и личности принимает всё более широкий характер. И недавнее решение ВОЗ о признании зависимости от компьютерных игр психическим расстройством следует воспринимать именно в этом контексте.

Огромные размеры и финансовые ресурсы игровой отрасли обычно остаются вне поля зрения средств массовой информации в Британии, потому что они управляются чаще всего людьми зрелого возраста, которые больше знакомы с музыкальным и видеоконтентом, чем с новыми формами досуга.

Правообладатель иллюстрации Epic Games

Однако отраслевая статистика свидетельствует, что более 30 миллионов британцев — почти половина всего населения страны — играли в те или иные электронные игры за последние полгода. По данным газеты Sunday Times, в прошлом году в стране было продано игр на сумму 3,4 млрд фунтов — почти столько же, сколько принесли продажи музыки и видео вместе взятых.

Однако тут не всё так просто. Прежде всего, видеогейминг представляят собой более новую технологию, чем азартные игры, но обе эти формы развлечений вполне законны и пользуются популярностью среди миллионов людей, которые не испытывают от этого никаких психологических неудобств.

Во-вторых, по понятным причинам эти отрасли крайне негативно относятся к новым ограничениям или к любой попытке перевести этот вид развлечений в область медицины. Да и медики не отличаются единодушием при оценке таких превентивных мер.

Тем не менее, оставаясь в значительной мере вне поля зрения традиционной культуры, жанр электронных игр превратился в мощный сектор цифровой экономики.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Индустрия видеоигр стала одной из наиболее прибыльных

В нем существуют многочисленные сообщества, которые базируются на различных платформах, например, YouTube или Twitch, с помощью которых можно наблюдать за поединками геймеров.

Такие полупрофессиональные игроки могут зарабатывать немалые деньги за счет рекламы, спонсорства и сделок с коммерческими фирмами.

Видеоигры проходят сейчас, судя по всему, ту же траекторию в общественном сознании, что и курение в недавнем прошлом. Вначале люди относятся к этой привычке легкомысленно. Затем постепенно распространяется осознание цены, которую за нее приходится платить личности и обществу. Появляются рассказы пострадавших, начинаются действия по лоббированию, все более громкие призывы к запретам, и медицинское сообщество формирует новый консенсус.

За медициной и общественным мнением обычно приходит черед государства. Не приходится сомневаться, что по мере того, как новые медиа и технологии стремительно меняют нашу жизнь, перевод наших новообретенных привычек в медицинскую плоскость привлечет к ним еще более пристальный и критический взгляд со стороны как родителей, так и законодателей.

Секреты играбельности

Мы продолжаем задавать разработчикам компьютерных игр вопросы, интересные любому игроку. В сегодняшнем обсуждении приняли участие:

ChS — Михаил Пискунов, ведущий сценарист К-Д ЛАБ и KDVGames;

gyv — Глеб Яльчик, руководитель игрового отдела Creat Studio;

Zorich — Александр Зорич, писатель-фантаст;

Alice — Дмитрий Глазнев, геймдизайнер Burut Creative Team;

ki — Роман Волков, геймдизайнер Burut Creative Team.

Ну и, конечно, “Игромания” в лице Владимира Болвина, бессменного контролера и санинспектора “Форума” Алексея Макаренкова и музы проекта — Светланы Померанцевой.

Чудеса геймплея

Любой жанр, будь то неторопливая пошаговая стратегия или ураганный экшен от первого лица, исчисляется десяткам, а то и сотнями игр. Но лишь единицы из них становятся культовыми. В таких играх может быть весьма средняя для своего времени графика, неудачный звук, не самое лучшее управление, но уж в плане геймплея им равных нет.

О геймплее и играбельности слышали все, но немногие могут описать их на словах. Что такое качественный геймплей и хорошая играбельность? Как сделать так, чтобы игроку было интересно? Чем его увлечь? За какие ниточки нужно тянуть, чтобы он не мог оторваться от игры? Всему этому будет посвящено наше сегодняшнее обсуждение. Также мы разберемся с определением геймплея. Что это — все элементы игры в совокупности, включая графику, управление и прочее? Или это что-то самостоятельное? Возможно, геймплей отчасти зависит от других ингредиентов игры? Тогда — на какую часть? Некоторые говорят, что классный геймплей — это в первую очередь динамика. Тогда как объяснить, что бывают увлекательные пошаговые стратегии, а бывают плохие?

: По-моему, качественный геймплей — это целесообразная и комфортная реальность, созданная для меня разработчиками по ту сторону монитора. Под “целесообразностью” тут понимается сумма таких факторов, как внутренняя логическая непротиворечивость, баланс оригинальности, разнообразия и узнаваемости и стабильное развитие сюжета (игровых приемов, уловок и так далее) от простого к сложному и еще более сложному. “Целесообразная” игровая реальность — это то, что хочется познать именно через игру (а не через книгу, фильм, обнимание или целование).

Под “комфортностью” я понимаю возможность за несколько часов освоиться с игровой реальностью, погрузиться в нее и добиться первых серьезных успехов, не прикладывая каких-то сверхусилий.

Тезисно я бы описал геймплей так:

1. Это все элементы игры в совокупности, кроме, как ни странно, графики. Мне нетрудно представить себе хороший геймплей даже при наличии примитивной псевдографики.

2. Геймплей обычно зависит от следующих факторов, которые я перечислю в порядке убывания значимости:

— внутренние игровые “договоренности”, модель мира;

— баланс прочностей, скоростей, дистанций и прочих элементов модели мира;

— сюжет, сценарий;

— управление.

3. Геймплей не связан с динамикой. Как можно сравнивать геймплей шахмат, го и конного поло? Шахматы и го — две совершенно разных настольных игры, каждая хороша по-своему. А конное поло — ультрадинамичная, очень опасная игра, в которой средний шахматист свернет себе шею секунд за 40.

Однако в каждом игровом жанре можно представить себе более подвижный геймплей и менее подвижный. Например, в таком статическом жанре, как пошаговые тактики, он станет “более подвижным”, если действие разворачивается на маленькой карте, и “менее подвижным” — если на большой карте.

4. В каждом жанре свой геймплей. Можно даже сказать, что эта разница и отличает жанры друг от друга.

: Почти подписываюсь. Для меня есть несколько правил Хорошего Геймплея (перечислю в порядке убывания значимости).

Ни одна его деталь не должна раздражать или напрягать. Игра — это задача, и если инструменты для решения этой задачи неудобны (ножницы тупые), то ее никто не будет решать. Это касается управления, интерфейса, баланса (сложности), графики.

Игра должна предложить новый игровой опыт. Мало кто купит новые шахматы, которые отличаются от старых только цветом фигурок. Покупают, конечно, но мало. Новые правила игры — даже минимальные — это признак хорошего геймплея.

Геймплей не должен разочаровывать, он должен награждать и дарить чувство удовлетворения. За каждое решение игроку надо давать подарок. Игрок должен уважать себя за способность решать задачи. Вот и все.

Вопросов — миллион!

Что такое геймплей? Многие разложат его на составляющие, даже не задумываясь. Но так ли все просто? И делится ли он на составляющие? При таком подходе зачастую теряется смысл. Ведь что хотел получить человек при прохождении игры? Удовольствие. Если ему было интересно играть — он его получил. И наоборот. А вот почему ему было интересно… Если бы существовал простой ответ — все бы выпускали одни шедевры. Вполне возможно, что это как-то связано с различиями в психотипах людей (то есть сангвиникам, холерикам, флегматикам и меланхоликам могут нравиться разные игры).

Лишь озарением силен?

: Два момента, которые очень хотелось бы разобрать. Первый — разочарование игрока в геймплее. До момента знакомства с игрой он зачастую от него ничего не ждет. Понятно, что это некая идеальная ситуация, ибо какие-то ожидания у него обязательно есть. Прочитал что-то в журнале, послушал соседа Васю, посмотрел картинки на обложке диска. Но это вопросы пиара.

Предположим, что человек игру не видел, не слышал о ней, но все же купил. На чем будут основываться его ожидания от геймплея до начала игры? На сравнении с другими проектами из этого же жанра? А если он никогда не видел подобных игр? Если геймер — заядлый квакер, не знакомый со стратегиями, это еще не значит, что он не отличит хорошую стратегию от плохой.

Вопрос именно в комфортности пребывания в игровом мире? Тогда почему старые игры — даже хиты — сейчас воспринимаются как примитивизм даже теми, кто не играет в проекты данного жанра? Дело ведь не только в графике…

Второй момент — новый игровой опыт. Психика большинства людей (ключевое слово — “большинства”, то есть не всех) устроена так, что новое чаще воспринимается как негативное. По крайней мере, поначалу. Дальше мнение может измениться в зависимости от качества игры.

Если геймплей действительно дает какие-то новые возможности, то человек к нему привыкает и начинает считать это нормой. Если новый геймплей хуже или менее интересен, чем то, что было до этого, человек может вернуться к старому. А может и не вернуться — если успеет привыкнуть к новому геймплею. Как заставить игрока остаться в игре, учитывая, что новое, с одной стороны, притягивает, а с другой — отталкивает (на первых порах)?

: Лично у меня есть довольно четкие критерии того, что такое хороший геймплей. Это не графика и не звук, а инструментарий, свежесть игрового опыта, система наград и наказаний.

: А если спуститься на уровень мини-игр? “Косынка”, “Сапер”, “Тетрис”, Lines — геймплей там очень качественный. Но ни сюжета, ни оригинальности в них нет. Почему же люди неизменно возвращаются к этим играм?

: Самое важное в играх — это гармония. Именно гармония создает атмосферу, затаскивает игрока в иное измерение — будь то “Сапер”, Quake или Heroes of Might and Magic. Именно гармония создает геймплей, превращает набор правил и алгоритм их исполнения в игру. Где взять эту гармонию? Ее надо чувствовать. Это должен уметь любой геймдизайнер.

Только не надо думать, что можно сделать игру, которая понравится всем, — так не бывает. Ведь мы здесь говорим о хорошем геймплее, а не о коммерчески успешных продуктах, верно?

В когтях хаоса

: Я бы даже сказал, что гармонию не надо чувствовать, ею надо жить. Но люди-то несовершенны — вот и приходится полагаться на случайные озарения. Такие вещи действительно не поддаются протоколированию.

Но задачу можно поставить по-другому. Проведем аналогию с математикой. Любая отрасль этой науки построена на нескольких аксиомах, простых для формулировки и понимания, во многих случаях очевидных. Вроде “через две точки можно провести только одну прямую”.

Что если взять некоторые простые, но очевидные игры в качестве аксиом? Даже не в качестве собственно аксиом, а в качестве источника неких наводок, намеков на аксиомы. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из доклада Дыбовского (один из разработчиков “Мор. Утопия”. — Прим. ред.) о принципах хорошей игры на КРИ 2005: “В игре должен быть создан хаос, в который игроку захочется немедленно вмешаться и упорядочить его, привести в равновесие. В силу особенностей человеческой психики”. В качестве примера использовалась ситуация, когда на краю стола выстраиваются пирамиды из стаканов. Их сразу хочется либо отодвинуть от края, либо сбросить на пол — дабы получить какой-то результат.

Сразу возникает ассоциация с Lines, верно? Там тоже хаос (фишки разного цвета в разных местах), который хочется упорядочить. Отсюда вывод — упорядочивание хаоса (в той или иной форме) можно положить в основу геймплея.

: А я не согласен. Это частный случай. Экономические стратегии — борьба с хаосом. Экшены — порождение хаоса: монстры живут в упорядоченном мире, игрок его разрушает (Но ведь уничтожение монстров тоже преследует какую-то цель — например, спасение мира. Это тоже упорядочивание хаоса. — Прим. ред.).

: Идея с хаосом мне тоже кажется не совсем верной. Все может быть с точностью наоборот: посреди космоса цвела и пахла вражеская Звезда Смерти, уж такой там был порядок, такая форма на всех офицерах красивая, а я прилетел и эту базу “распистонил”. И так мне хорошо стало…

Тут лучше обобщить: мир по ту сторону экрана должен быть таким, чтобы игроку хотелось вмешаться в его жизнь. А будет ли там игрок наводить порядок или множить беспорядок — вопрос неоднозначный.

Еще хотел бы ответить ChS по поводу мини-игр. Спасибо, что напомнили о таком жанре, я в последнее время все только о блокбастерах с навороченной графикой думаю — что несправедливо, конечно. Так вот, пример мини-игр как раз очень хорошо иллюстрирует предложенный мною термин “целесообразность”. Мини-игра — это почти голая целесообразность. Зрелищность у нее по современным меркам нулевая, зато есть жесткая механика, четкая связка “нажатие кнопки — событие на экране”.

: Идею с хаосом вы поняли слишком буквально. Если брать в лоб и думать, к какому боку шутерам можно привинтить хаос, то ничего хорошего не получится. Хотя бы потому, что хаос лучше всего живет в системах из множества объектов, это статистический параметр. А вот в стратегической игре упорядочивание хаоса уже можно как-то использовать. Допустим, у сержанта масса новобранцев, их надо научить ходить строем. Сначала все бегают вразнобой, потом дело постепенно налаживается, лишь отдельные остолопы идут не в ногу. Их бьют палками, и они исправляются.

Или вот еще пример — толпа юнитов разбежалась врассыпную. Но звучит горн, и из хаоса начинает собираться фаланга, солдаты постепенно подтягиваются, занимают свои места в строю.

О целесообразности: а можно назвать примеры жанров или конкретных игр с нарушенной или размытой целесообразностью?

Отлично, хорошо, ужасно

В каждом жанре существуют игры хорошие, средние и откровенно провальные. При этом если начать предметно сравнивать лучших и худших представителей — окажется, что разница между ними минимальна. То есть по основным моментам и те, и те вписываются в рамки отличной игры. Но одна при этом — хит, а другая — откровенный мусор. Одна всем нравится, а от другой впадают в ужас.

Неужели такие минимальные различия в графике, интерфейсе или геймплее способны повлиять на успех игры? Оказывается, да. Именно на нюансах и строятся хорошие игры. Психологи приводят очень наглядный пример, чтобы все поняли, почему основы играбельности кроются именно в мелочах. Когда европеец приезжает в какую-либо незнакомую ему восточную страну, поначалу все жители этой страны для него на одно лицо. Мужчина-европеец, например, может влюбиться в женщину-азиатку, которая в этом городе считается некрасивой. Но проходит время, и наш условный европеец осваивается в новой для него обстановке и начинает отличать красивые лица от некрасивых. Отличить одно “восточное” лицо от другого для него больше не проблема. Иными словами — чтобы просто отличить одно от другого или хорошее от плохого, надо просто пожить в окружении этого плохого и хорошего. И вот тогда отличия станут очевидными.

По аналогии — для начинающего геймера, который видел еще слишком мало игр, любой проект кажется, скажем так, хорошим. Пока ему не с чем сравнивать, он будет считать неплохой даже откровенно провальную игру. Но время идет, игрок накапливает игровой опыт, и вот он уже отчетливо различает игры по тем параметрам, которые еще недавно казались ему незначительными.

Особенности психологии

: Психологи, а точнее — специалисты по играм, давно определили, что такое игра и в чем ее привлекательность. Но формально перечислить признаки играбельности сложно, а вот создать интересную игру… Это как в спорте: любой тренер знает, как правильно стрелять из лука, проблема лишь в том, чтобы правильно стрелять.

Теперь я все же рискну изобразить из себя тренера. Я исхожу из простого посыла — игра жизненно необходима для человека. Это требование эволюции, оно зашито на уровне инстинктов. Видимо, требования к играм тоже зашиты там же. Природа никого не балует и ни для кого не старается сделать приятно. Если самке богомола, например, нужно откусить голову самцу во время спаривания, то так оно и будет. То есть требования к играм должны быть логичными и полезными для развития вида, а все остальное — это уже наше субъективное отношение, подкрепленное инстинктами.

— Игра должна развивать.

— Игра должна обучать.

— Игра должна поощрять.

— Игра не должна утомлять.

— Игра не должна иметь однозначного решения.

— Игра должна идти по правилам.

И по порядку. Игра должна развивать. Но что именно? Да все что угодно: логику, реакцию, социальные навыки, координацию движений. НО! Если такой навык один, игра становится примитивной, а если их много или они плохо сочетаются, то получается каша.

Игра должна обучать. Это значит, что сложность должна идти по нарастающей: больше монстров, сложнее задачки, больше связей для отслеживания. Однако если поднимать планку слишком быстро, игра станет непроходимой, а если медленно — скучной.

Игра должна поощрять. Ну, тут все очевидно. Это и рекорды, которые нужно побить, и развитие сюжета, и новое оружие, новые возможности… лишь бы поощрение не было слишком частым или слишком редким.

Игра не должна утомлять. Все вроде ясно. Рецептов тоже хватает: короткие партии в играх типа Lines, смена настроения в хоррорах, паззлы в экшенах, экшен-вставки в квестах, оружейные магазины в шутерах, волны монстров и затишья в слешерах и тому подобное.

Игра не должна иметь однозначного решения. Казалось бы, найди способ победить и наслаждайся. Но инстинкты говорят другое: “Все, парень, тебе больше не интересно, потому что ты больше ничему не учишься”.

Игра должна идти по правилам. Тоже очевидный вывод — если нет правил, научиться ничему нельзя. Что такое обучение — это выработка стратегии или умений, которые в похожих условиях дадут больше шансов на победу. Если правил нет, нет и надежды на то, что те же исходные данные дадут те же последствия. Именно поэтому нас так раздражает в играх так называемое “отсутствием целостности игрового мира”. Правила могут быть самыми необычными, но они должны сохраняться на протяжении всей игры. Вот, в общем-то, и все.

: Все это правильно, но… Это лишь правила игры. Мы так и не ответили на главный вопрос — что именно интересно человеку. Снова использую сторонние ассоциации. В музыке есть мелодии, а есть аранжировки. Есть идея, а есть подача. Это разные категории, хотя хорошая аранжировка сможет вытянуть плохую идею, а плохая подача может убить хорошую мелодию.

Что я хочу сказать? Что само по себе соблюдение этих правил важно, но мало что гарантирует. Что можно сделать две разных игры, каждая из них будет построена в строжайшем соответствии с вышеперечисленными принципами. Но только одна из них будет интересной и захватывающей.

: Человеку все равно, что делать в игре, лишь бы правила были интересными. Интересность игры — это ее правила.

* * *

Существует немало игр, созданных, казалось бы, совсем без правил. По каким-то алогичным законам, которые до появления игры никто бы не воспринял всерьез. Но выходит игра, и оказывается, что новые правила всем нравятся. И вот уже сотни разработчиков штурмуют новый бастион, пародируя и переиначивая эти новые правила. На свет появляются десятки клонов. Выходят клоны клонов… Игроки радуются появлению нового жанра или направлению в жанре. Спираль эволюции на время прекращает вращаться — разработчики игр умело добывают золото из новой, теперь уже хорошо разведанной жилы.

Но… психика геймеров живет по стандартным законам. Игрокам хочется нового, и вот уже геймдизайнеры и сценаристы снова в поте лица день и ночь напролет придумывают новую концепцию, изобретают новые правила и новые велосипеды. Чтобы играбельность была на уровне.

Если взглянуть на проблему с высоты птичьего полета, то окажется, что самой по себе играбельности (взятой в отрыве от всего остального) просто не существует. Зато есть увлекательный геймплей в игре, которая вышла в нужный момент, затронула новые струны в душах геймеров… И задача любого разработчика — угадать время, место и, разумеется, способ.

P.S. Ответы на какие вопросы вам было бы интересно услышать в рубрике “Форум разработчиков”? Пишите нам об этом на ящик special@igromania.ru или на почтовый адрес редакции. В теме письма или на конверте не забудьте поставить пометку “Форум разработчиков”.

Игровая зависимость: симптомы, стадии, излечение

В двадцать первом веке игромания стала одной из наиболее вредных привычек наравне с наркоманией и алкоголизмом. В основе игровой аддикции лежит то же понятие психологической зависимости, — в данном случае от время от времени переживаемого чувства азарта. Адреналиновая зависимость и возникающая на ее фоне потребность в мимолетном счастье с помощью выигрыша по своей силе воздействия практически не сравнимы ни с каким другим ощущением.
Согласно результатам исследований, игры в сети Интернет оказывают более пагубное влияние на психику: в казино и за игровым столом человек находится на виду, и рано или поздно ему приходится прекращать игру по своей воле или из — за отсутствия денег, в то время как компьютерная игромания опасна из — за наличия возможности играть в нее бесконечно долго, совершенно забыв о времени.
Как определить потенциального игромана?
Мировая статистика говорит о 3% зависимых от азартных игр людей. Это те особы, которые уже нуждаются в помощи не только психолога, но и врача — нарколога, поскольку игромания является серьезной болезнью, уровень зависимости которой, возможно, даже выше, чем у проблемы алкоголизма.
Подверженность игромании не имеет полового признака и может быть характерна как для представителей сильного, так и для представительниц слабого пола. Также нехватка азартных ощущений не характерна для какого — либо конкретного возраста. Так, например, в Америке 80% пенсионеров играют в лотереи, а в России таким видом азартных игр увлечены преимущественно подростки и дети. Если ребенок приучается играть в то, что вызывает зависимость, то уже к сознательному возрасту ему потребуется лечение от игромании. Что касается женщин, то склонность к азарту для них наступает в возрасте около 30 лет. Стоит отметить, что женщинам сложнее излечиться от игромании, поскольку они более эмоционально воспринимают мир. У представительниц прекрасного пола данная болезнь может появиться в результате неудавшегося брака, финансовых проблем, тяжелой утраты, невозможности реализовать себя в жизни.
Подростки находят в сетевых играх возможность реализации скрытого потенциала. Также это могут быть юноши и девушки, склонные к асоциальному поведению. При помощи игр они выплескивают свою агрессию и неудовлетворенность, и в какой — то момент подобное поведение может перейти на представителей невиртуальной реальности.
Истоки детской и юношеской игромании следует искать, прежде всего, в семье. Если малыш с самого детства был лишен внимания и поддержки родителей, то очень велика вероятность сценария, когда он будет находить все это у карточного стола, у игрового автомата или за монитором компьютера.
Интересен тот факт, что часто игровая зависимость возникает у людей, получивших черепно — мозговую травму и страдающих от периодических головных болей. Их мозг наиболее чувствительно реагирует на стресс, который возникает во время игры.
Игровая зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.
Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером или игровым автоматом, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Игра и все, что с ней связано, становится своеобразным наркотиком (необходимо регулярно принимать очередную «дозу»). В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности. Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры и игровые залы. Подобное занятие для них является не столько наркотиком, сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.
Симптомы игровой зависимости:

  • один из основных симптомов — выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу происходит эмоциональный подъем;
  • неспособность спрогнозировать время завершения сеанса (играющий будет откладывать его снова и снова);
  • компьютер/карты/игровой автомат становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самым интересным для него будет обсуждение любимой игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека: он забывает о служебных и домашних делах, об учебе и работе (утрачивает интерес к любой деятельности, кроме игровой);
  • игроман часто принимает пищу, не отходя от монитора/игрового стола или автомата, пренебрегает личной гигиеной, меньше спит, в результате игровые сеансы удлиняются.

Стадии игровой зависимости:
1) Стадия «выигрышей» (интерес — начало заболевания)
Игровая зависимость начинается после нескольких крупных выигрышей, которые идут подряд. Человек начинает частую практику в компьютерных/азартных играх после существенных побед или денежного дохода от них, — затем наступает период, во время которого игровые сеансы учащаются. Параллельно с этим увеличиваются размеры ставок, выигрыши чередуются с неудачами. Из — за размышлений о новых выигрышах игрок испытывает приподнятое настроение. Появившиеся незначительные финансовые трудности (в случае с азартными играми) разрешаются периодическими победами.
2) Стадия «проигрышей» (увлеченность – тяга к игре уже заметна)
Появление за компьютером/в игровых залах становится систематическим. Свой поход в казино человек сопровождает мыслями о небольших ставках (только на часть имеющихся денег). В итоге проигрываются все наличные средства. Игрок начинает искать возможность «отыграться»: берет дополнительные сеансы интернет — игры/занимает средства для ставки. Если говорить об азартных играх, то игроман сперва занимает деньги у знакомых и близких, затем берет банковские кредиты, — при этом он постоянно говорит неправду и скрывается от близких.
Благодаря возникшим из — за игры проблемам с займами мысли о возвращении в игровые заведения усиливаются. Однако, в случае выигрыша игрок редко покидает зал, и постепенно самоконтроль во время игры окончательно утрачивается. Выигранные деньги редко направляются на решение финансовых проблем, — как правило, они снова возвращаются в игру. Человек не может понять, как выпустил ситуацию из — под контроля, жалеет о происходящем, даёт клятвы о прекращении игры, но со временем все обещания забываются.
3) Стадия отчаяния (собственно зависимость)
С постоянным развитием игровой зависимости ухудшаются отношения с близкими и родными людьми. Знакомые отворачиваются от игромана, семья отказывается выплачивать долги и кредиты. Понимание происходящего происходит постепенно. Появляются периоды без игры (чаще всего из — за отсутствия денег), и создаётся обманчивое ощущение победы над зависимостью. Иллюзия того, что всё позади, заставляет расслабиться, но при первом появлении денег человек снова оказывается «на крючке». Срыв происходит неожиданно и абсолютно не контролируется зависимым игроком, в результате чего игроман начинает страдать расстройством сна, становится еще более лживым и скрытным, обращается к алкоголю или наркотикам, его посещают навязчивые мысли, может появится депрессия, а также склонность к совершению преступления или суициду.
4) Стадия привязанности (может наступить через несколько месяцев, или даже лет) Предыдущая стадия может иметь относительно благополучное продолжение, когда игровая активность угасает: человек начинает интересоваться чем — то новым, налаживать социальные и трудовые контакты. Однако, совсем «распрощаться» с игрой самостоятельно у него не получается. Эта стадия может длиться долгие годы, и появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.
Предотвращение игровой зависимости:
Важно понимать, что у игромана не существует никаких жизненных интересов, помимо игры. Как и все остальные, этот человек продолжает заниматься повседневными делами, но все его мысли направлены на то, чтобы поскорее начать игру. Игроманы всегда ищут даже ничтожный аргумент в оправдание своей болезни и никогда не признаются в том, что имеют проблему. Человек с игровой зависимостью невнимателен, рассеян, в целом имеет болезненный облик (из — за недосыпа, недоедания), во время игры может переживать повышенную потливость, нервозность, боязнь потерять доступ к игре. Внешний вид игромана: в целом болезненный облик, эти люди страдают бессонницей, поскольку часто проводят ночи за игровым столом или компьютером, у них появляется снижение работоспособности, круги и мешки под глазами, нездоровый цвет лица, ухудшение самочувствия.
Если игромания настигла подростка, то он будет чаще прогуливать школу, ему будет крайне сложно заниматься всеми видами общественной деятельности, пропадает интерес к общению с друзьями и вообще к чему бы то ни было. Голова игрока постоянно занята лишь одной мыслью: когда снова начнется игра и как отыграться.
Отрицательные последствия игровой зависимости очевидны. Тем не менее, выход есть даже из ситуаций, которые кажутся безвыходными. Лечение игровой зависимости возможно как самостоятельно (что является крайне сложным), так и в тандеме с квалифицированным психологом. Необходимо увидеть свою жизнь со стороны, осознать, на что она стала похожа. Стопроцентной гарантии на излечение дать невозможно, поскольку главная составляющая успеха – это сильное желание самого человека исцелиться от пагубной игровой привычки. Чем сильнее упорство и тяга к выздоровлению, тем выше шансы на возвращение к нормальной жизни. Вместе с поддержкой друзей и близких это даёт хороший прогноз для преодоления игровой зависимости.