Психологический тренинг

Как устроен психологический тренинг и что он дает?

Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.

Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.

Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.

Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.

Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, принять его как единственно верную точку зрения и затем, посредством тестов, контрольных работ и экзаменов — выяснить, насколько хорошо «изучен» данный материал. Тренинг — это совместное творчество студентов и ведущего образовательный процесс в области раскрытия и освоения незадействованного до сих пор жизненного, творческого и духовного потенциала человека. Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в Тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Тренинг предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Например: если я решила, что я стеснительна, — я буду вести себя как стеснительный человек. Для большинства людей вопрос не состоит в том, хочу ли я на самом деле достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает меня от того, чтобы стать тем выдающимся человеком, каким я себя считаю? Тренинг уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, что мотивирует его действия, какой образ мышления создаёт те результаты, которые есть, и какой те, которые желанны в жизни?

Очень часто в жизни мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Другими словами, мы часто надеемся что, пользуясь старыми знаниями и опытом, мы сможем создать нечто новое и экстраординарное в нашей жизни, то, что часто называем своей мечтой или главной целью. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого будет делать это новое очень похожим на то, что мы уже знаем. Иначе говоря, если мы привыкли смотреть на мир через серые очки — в нас будет сильна установка, что трава может быть только серого цвета.

Тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок, отношений и интерпретаций неаккуратны, устарели и контрпродуктивны. По мере того как это становятся всё более очевидными участникам Тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.

Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что Тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему Тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время Тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.

Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Следует оговориться, что Тренинги не являются терапией или образованием, которое само сделает всю работу за Вас, достаточно лишь зайти в зал Тренинга. Тренинг — это место и возможность начать действовать в отношении того, что важно в Вашей жизни, принять вызов создания будущего, которое не наступило бы само по себе. Таким образом, Тренинг предлагается вниманию успешных людей и необходимым условием его эффективного прохождения является готовность участника к работе над своей жизнью так, как если бы более ни от кого не зависело, изменится что-то в ней или нет. Именно это является одним из критически важных моментов Тренинга. Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.

В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза , 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.

В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.

Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.

Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.

Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

За счет чего происходят изменения?

В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.

Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.

В тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.

В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.

Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие эмпатии;
  • принятие себя и другого человека;
  • раскрытие человеческого и личностного потенциала;
  • обучение сопереживанию и общению.

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

  • «Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.
  • «Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.
  • «Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

  1. Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  2. Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  3. Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  4. Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  5. Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
  6. Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  7. Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  8. Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  9. Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  10. Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  11. Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  12. «Один говорит – все слушают».

Проведение тренинга

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества лидера;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Игры

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

Результаты

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

  • умеет устанавливать эмоциональный контакт;
  • организовывать пространство для общения;
  • определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • выслушать и понять;
  • контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
  • аргументировать свое мнение и позицию;
  • решать конфликтные ситуации.

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Жесткий тренинг

​​​​​​​Жесткий тренинг — тренинг, который проводится в жесткой, мужской манере, нагружающий человека ответственностью, допускающий душевные удары и создающий участникам серьезные душевные нагрузки без буфера: при отсутствии мягкой, теплой, поддерживающей атмосферы.

Например, в таком тренинге:

  • тренер работает быстро и требовательно, дает участникам трудные для них задания, заставляет их напрягаться,
  • может идти жесткая отрицательная обратная связь от участников или тренера,
  • на тренинге могут создаваться ситуации, когда участник вынужден открываться, и именно в этот момент его начинают бить (не физически, а по больным точкам в душе), — естественно, не с целью причинения увечий…
  • участник может проходить личностно важные для него испытания и пройти их неудачно, с ударом по самооценке…

Примеры подобных тренингов — ЭСТ и Лайфспринг, в Синтоне — Трудные игры, Подводная лодка и игра «Королевство».

Зачем нужны такие жесткие, иногда экстремальные, тренинги?

Есть люди, которые любят экстремальные виды спорта. Есть сильные и подготовленные люди, которые предпочитают развивать (и проверять себя) в режиме экстремальных нагрузок. Они готовы к трудностями, от травм защищены и травм не боятся, им нужна энергичная учеба. Они не боятся, что им навредят, но им будет очень жалко дорогого для них времени, если они просидят на тренинге в полной безопасности и уйдут с тренинга ни с чем. Люди имеют право выбирать нагрузку, соответствующую уровню своей подготовки.

Участники жесткого тренинга, как и участники экстремальных тренингов, в соответствии с требованиями АПРЛ о таком характере тренинга должны быть предупреждены (должен быть поставлен красный квалификационный значок). В любом случае на такие тренинги категорически не могут допускаться люди с неустойчивой психикой, тем более имеющие в личной истории психические расстройства или заболевания.

Жесткие тренинги, проводимые в мужской манере, нужно отличать от трудных для участников (участниц) тренингов, проводимых в женском, переживательном стиле, где участники (участники) прикасаются к больным для себя переживаниям, проходят через трудные переживания. Это — Центры Взаимоотношений и расстановки по Хеллингеру. По классификации АПРЛ, трудные переживательные тренинги отмечаются зеленым значком, говорящем об умеренном характере нагрузок.

ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ

· Групповая дискуссия

· Игровые методы

· Методы, направленные па развитие социальной перцепции

· Методы телесно-ориентированной психотерапии

· Медитативные техники

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры (Л. А. Петровская, 1982; Г. А. Ковалев, 1989; Т. С. Яценко, 1987 и др.).

Кроме того, исследователи – теоретики и практики тренингов – предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства (Ю. Н. Емельянов, 1985), включающий. техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела». Мы полагаем, что практика тренингов последних лет убедительно показала правомерность и полезность использования в тренинговой работе также медитативных и суггестивных (с целью научения самовнушению) техник.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н. В. Семилетом предлагается рассматривать:

· тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

· биографические, ориентированные на прошлый опыт;

· интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, мри анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

Впрочем, для других направлений тренингов не меньшее значение приобретают игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансакционном анализе Э. Берна.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм (А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.).

В следующий блок основных методов входят методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия. К этой группе методов примыкают приемы использования парапсихологических феноменов и развития под-пороговой чувствительности (например, в холодинамике Вернона Вульфа)

Несколько особняком стоят методы телесно-ориентированной психотерапии, основателем которой является В. Райх (W. Reich, 1960) В последнее время внимания практических психологов – ведущих тренинговых групп все больше привлекает этот вид терапии. Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники, по нашему мнению, тоже должны быть отнесены к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и. эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции. Но на первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трансовую суггестию – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Что достигается за счет реализации комплекса суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза) тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем – 8-10 дней по 18-20 часов)» (А. П. Ситников, 1996 с 178)

Основные методы, используемые в психологическом тренинге, отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Важнейшие тренинговое методы

Безусловно, важнейшим вопрос, возникающий при обсуждении правомерности использования суггестивных (в частности медитативных) техник. – этический. Поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации реципиентом, то могут возникнуть обоснованные возражения против использования этих техник как жестко манипулятивных, что может противоречить гуманистическим установкам психолога или психотерапевта. Соглашаясь с существованием опасности манипулирования группой со стороны ведущего, следует отметить, что, во-первых, техники внушения в практической психологии и психотерапии применяются давно и эффективно; во-вторых, доля этих методов в общем времени тренингов, как правило, мала: в-третьих, использование их подразумевает не только высокую квалификацию, но и высокий нравственный уровень психолога, ведущего группу; в-четвертых, эти техники обычно касаются только установок на саморазвитие и самосовершенствование, на веру в свои собственные силы, на осознание цельности и психофизического единства своего Я, а вовсе не закрепления зависимости от ведущего.

Вообще говоря, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. А. Ф. Бондаренко, анализируя эту проблему, подчеркивает: «Так же как «этичность» выступает смысловым ядром семантического пространства Я, а духовность условием и атрибутом психотерапевтических воздействий и личностных изменении, забота об этике является не чем иным, как своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе» (1993, с. 65). Отсюда понятно, почему такие высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс, и почему настолько важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое групповая дискуссия как метод тренинговой работы?

2. Назовите и охарактеризуйте виды групповой дискуссии:

a. по степени организации процесса;

b. по содержанию.

3. Какие виды игр можно выделить в тренинге? Как вы сами оцениваете роль и значение игровых методов в тренинге?

4. Что понимается под методами развития социальной перцепции?

5. Среди конкретных психотехник сензитивного тренинга выделяют вербальные и невербальные. Как вы думаете, могут ли вербальные и невербальные упражнения преследовать и другие цели, помимо развития навыков социальной перцепции?

6. Назовите основные подгруппы приемов, относящихся к методам телесно-ориентированной психотерапии.

7. Какое понятие раскрывается и следующем определении: «….,. – погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков»?

8. Правомерно ли использование в психологическом тренинге суггестивных (в частности медитативных) техник? Объясните почему.

9. Какой важнейший вопрос связан с применением ведущим тренинговой группы «сильнодействующих» и манипулятивных психотехник?

10. Согласны ли вы с утверждением Л. Ф. Бондаренко, что «… забота об этике является не чем иным, кик своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе»?

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Психологический тренинг

2. Цели и условия проведения психологического тренинга

3. Методы проведения психологического тренинга

Заключение

Список литературы

Введение

Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем, как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

Психологический тренинг это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд. Так же следует отличать психологические тренинги от групповой психотерапии.

За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки.

Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории

В чем же цель психологического тренинга и ка правильно его организовать, какие минимальные знания и условия проведения должны быть, чтобы это имело положительный эффект? Это постараюсь раскрыть в своём реферате.

1. Психологический тренинг

Устройство психологического тренинга, это форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверх насыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.

Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие. психологический эмоция общение

Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включиться в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.

Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.

Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.

Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.

В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза, 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.

В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.

Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.

Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.

В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

2. Цели и условия проведения психологического тренинга

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенно в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 г.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Очевидно, что если цель недостаточно осознана специалистом, то не стоит и начинать работу. Прежде всего, потому, что в таком случае эта работа становится совершенно бессмысленной и невозможно понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать. Психологический тренинг, в отличие от других методов работы практического психолога, направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.

Однако эта общая цель может быть конкретизирована в ряде более узких целей.

Довольно условно можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы в школе и тип тренинга, с помощью которого каждая из указанных целей может быть достигнута

Ответ на второй вопрос предполагает наличие:

а) требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий;

б) помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность;

в) группы людей (учащихся или учителей), желающих принять участие в подобной работе;

г) тщательно разработанной программы психологического тренинга.

3. Методы проведения психологического тренинга

Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Помещение для занятий должно быть звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Настоятельная рекомендация — не проводить тренинг в той же аудитории, где у ребят проходят учебные занятия. Тренинг с педагогами не надо проводить в учительской, конференц-зале, а тем паче в кабинете директора. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов.

Поскольку занятия могут длиться три-шесть часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или есть ковровое покрытие (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут.

Важный момент — желание учащихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, а иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Однако наличие программы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.

Думается, что разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утверждение районным (окружным) методическим советом по психологии или администрацией школы — при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена, уточнена и — как прошедшая проверку — утверждена окончательно.

Можно предложить примерную структуру программы психологического тренинга в школе.

Титульная страница, на которой представлено название программы и имя автора-составителя (поскольку школьный психолог чаще всего пользуется уже известными тренинговыми играми и упражнениями и его программа имеет обычно компилятивный характер, то называться автором программы не вполне этично).

Пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы, раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов).

Тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, последовательность блоков или тренинговых модулей).

Перспективной в плане формирования новых умений участников тренинга является цикличная модель Д. Колба (D.A. Kolb, 1984), в которой научение проходит последовательно четыре фазы.

По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. По-видимому, полезным может стать написание «Анализа реализации программы тренинга…», в котором следует раскрыть особенности протекания группового процесса, выделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать и апробировать.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются: — содержательный план работы; уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками; состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.

Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного тренингового занятия, можно воспользоваться простой, но, как показывает опыт, удобной схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем.

Заключение

В настоящее время психологический тренинг как одна из наиболее популярных форм группового воздействия приковывает к себе повышенное внимание практиков. В то же время существует явное отставание в теоретическом осмыслении накопленного богатого фактического материала. Истоки многих проблем, которые появляются при практическом применении психологического тренинга, — в его слабой методологической базе.

В связи с этим я попытались выявить и обоснованно показать, что психологический тренинг можно рассматривать как особое культурное орудие, помогающее участникам овладеть своим поведением, и предполагает значительную степень участия ведущего в качестве «более умелого другого».

Выбирая психологический тренинг в качестве объекта исследования, обратите внимание на наличие общих закономерностей возникновения эффекта тренинга вне зависимости от его теоретической и методологической направленности.

Психологический тренинг как опосредствующее орудие, которое используется индивидом в рамках заданного культурного контекста для овладения своим поведением. В развертывании процесса личностной динамики под воздействием тренинга выделяется три стадии: выявление и выведение во внешний план неэффективных элементов поведения, создание нового синтетического эталона эффективного поведения во внешнем плане, интериоризация измененной формы поведения внутрь. Весь этот процесс назван переопосредствованием имеющегося поведения новыми, более совершенными инструментами (такими как ритуалы, культурные сценарии и т.п.).

Список литературы

1. Б.Ц. Бадмаев, Методика преподавания психологии

3. НОУ Московский городской институт современных психологических технологий статья: Как устроен психологический тренинг и что он дает? http://www.paracels.ru

4. Методы психологического тренинга Игорь Вачков, доктор психологических наук http://psy.1september.ru

5. С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993

Размещено на Allbest.ru