Рефлекс ландау

Содержание

Нейропсихическое развитие детей — рефлексы новорожденных, развитие речи

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Нервная система ответственна за все процессы в организме человека. Благодаря нервной системе в организме человека сочетаются метаболические процессы, которые в различных тканях протекают по различной схеме, и отношения с окружающей внешней средой. Необходимо понимать тот факт, что развитие нервной системы, в частности головного мозга, не подходит к концу при рождении ребёнка.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела — большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса — в 5 раз меньше.

Спинной мозг

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.
Покрытие нервных путей миелином протекает до взрослого возраста. Таким образом, в старшем подростковом возрасте отдельные нейроны, как правило периферические, не покрыты миелиновой оболочкой. Миелиновая оболочка необходима для защиты нервной клетки и координации движений. О миелинизации можно судить по скорости проведения возбуждения по нервным волокнам и по тому, как быстро производится ответная реакция.
Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.

Рефлексы новорожденного

Ребёнок рождается с рядом рефлексов, которые помогают в оценке нейропсихического развития. Данная оценка должна проводиться с определёнными условиями:

  • тёплое помещение;
  • ребёнок должен быть бодрым, чистым, сухим и накормленным;
  • все манипуляции должны быть безболезненными;
  • рефлексы оцениваются в трёх основных положениях: в положении на спине, животе и вертикальном.

Ниже описаны распространённые рефлексы, наблюдаемые при анализе нейропсихического развития:
Хоботковый рефлекс
Результатом является вытягивание губ в виде хобота при лёгком ударе пальцем по губам ребёнка.
Сосательный рефлекс
Пропадает в возрасте одного года. Данный рефлекс проявляется тогда, когда ребёнок первый раз получает соску или грудь.
Поисковый рефлекс
Пропадает к концу первого года жизни. При поглаживании кожи возле угла рта, не касаясь его, ребёнок поворачивается в ту сторону, опускается губа и язык отклоняется в сторону раздражителя.
Хватательный рефлекс
При раздражении ладони ребёнок захватывает предмет — как правило, пальцы того, кто исследует. Такого же эффекта можно добиться при раздражении основания II-III пальцев ног — происходит сгибание пальцев.

Рефлекс Бабинского
Штриховое раздражение стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает разгибание большого и сгибание остальных пальцев. В течение первых двух лет рефлекс считается физиологическим.
Лабиринтный тонический рефлекс
Меняют положение головы в пространстве. Рефлекс достигается благодаря повышенному тонусу мышц — разгибателей спины, шеи и ног. При повороте ребёнка на живот увеличивается тонус сгибателей спины, шеи и конечностей.
Рефлексы Ландау (нижний и верхний)
Верхний рефлекс Ландау
Данный рефлекс формируется к 4 месяцам жизни. В положении на животе ребёнок поднимает голову и туловище путём упора рук на поверхность, на которой лежит.
Нижний рефлекс Ландау
Данный рефлекс проявляется в возрасте 5-6 месяцев. Рефлекс проявляется разгибанием и поднимаем ног в положении лёжа.
Помимо вышеперечисленных, существует множество других рефлексов. Каждый врач, осматривая ребёнка, должен определить присутствие патологических рефлексов.

Двигательная активность ребёнка. Особенности развития

По мере внутриутробного развития плод совершает различные движения, тем самым обеспечивая себе удобное положение. Таким образом, поза, в которой находится плод, способствует уменьшению давления на стенку матки и благоприятному течению беременности.
С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками — всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.
Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов.

Двигательное развитие новорождённого

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.
Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале — более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно — изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью — пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце — с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.
  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

Ползание и ходьба

Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.
В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.
Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев. К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.
В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.
В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время — за одну руку.
Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года. Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе — наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.
Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.
Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет. При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.
Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

Развитие общения и эмоционального статуса.
Развитие условнорефлекторной деятельности

Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.
В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.
Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции — это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе, он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.
Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.
Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

  • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
  • Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
  • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
  • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
  • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
  • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
  • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
  • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
  • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.

Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

Развитие речи

Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями — таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.
2. Зарождение сенсорной речи. Под термином «сенсорная речь» подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия «можно» и «нельзя». Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.
3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.
Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

Как должен выглядеть новорожденный ребенок

Опытный акушер здорового новорожденного ребенка от младенца с патологиями отличит сразу. Он отлично знает, как выглядят новорожденные дети, и его не испугает сморщенное личико или несоразмерно большая голова. А вот мамы, которые имеют представление о том, как выглядит новорожденный малыш, только по картинкам или, насмотревшись на красивых карапузов, гуляющих с родителями во дворе, в первые минуты после родов могут испытать самый настоящий шок.

Как выглядит здоровый новорожденный малыш?

Как же выглядит новорожденный, только что появившийся на свет? Нежная кожица крохи в первые дни имеет красную окраску с выраженным мелкочешуйчатым шелушением, но через 7-10 дней станет розовой и гладкой. Кожа новорожденного богата кровеносными сосудами, больше половины всего объема крови находится в коже. Потовые железы развиты недостаточно, а функция сальных желез усиливается еще до рождения, вырабатывая смазку, которая покрывает тело ребенка и облегчает продвижение по родовым путям.

На фото, как выглядят новорожденные дети, видно, что смазка находится и в подмышечных, и в паховых складочках:

Не торопитесь тщательно очищать кожу от нее, она играет защитную роль и исчезнет по мере купания малыша. По всей поверхности кожи, особенно на плечах и спинке, вы обнаружите мягкие пушковые волосы, которые постепенно исчезнут.

Иногда, если ребенок беспокоен, какая-нибудь древняя старушка или невежественная соседка скажет: у него щетинка на спинке колется, поэтому и кричит. И предложит народное средство для удаления «щетинки»: слепить из хлебного мякиша комочек и покатать его по спинке. После этой процедуры незаметные до того пушковые волосы, скручиваясь вместе по нескольку штук, действительно напоминают черную колючую щетину, которую «целительница» и предъявляет в качестве доказательства своей правоты. Не попадайтесь на удочку невежд: у человеческого детеныша не может быть щетины!

На фото здорового новорожденного ребенка видно, что он почти всегда лежит в позе боксера: ручки со сжатыми кулачками согнуты в локтях, при попытке выпрямить их вы ощущаете сопротивление:

Ножки тоже согнуты в коленных и тазобедренных суставах и не желают выпрямляться. Да и не пытайтесь это сделать. В мамином животике такое положение позволяло ему занимать как можно меньше места, а теперь привычная поза поддерживается повышенным тонусом мышц верхних и нижних конечностей.

Ручки выпрямятся к 2-2,5 месяцам, а ножки — к 4 месяцам. И не вздумайте туго пеленать малыша, насильственно распрямляя ножки, якобы для формирования стройности. Тугое пеленание раз и навсегда признано вредным, нарушающим глубокое дыхание, способствующим появлению опрелостей на коже, подавляющим свободу и развитие личности ребенка.

Посмотрите на фото, как выглядит новорожденный ребенок – с первого взгляда малыш кажется непропорциональным, у него большая голова на коротком туловище с тонкими ручками и ножками:

Это соотношение скоро изменится, а пока его голова имеет относительно большие размеры. У доношенного новорожденного она составляет 1/4, у недоношенного 1/3, а у взрослого человека — только 1/8 часть тела. Окружность головы у доношенного ребенка составляет 34-35 см. Поглаживая головку младенца, вы нащупаете надо лбом небольшое углубление, лишенное костной ткани, и почувствуете пульсацию этого участка. Это место, расположенное между обеими теменными и лобной костями, имеет форму ромба со сторонами длиной 2 см и называется большим родничком. Чтобы после рождения мозг ребенка имел возможность увеличиваться и совершенствоваться, природа не ограничила его свободу плотной черепной коробкой, а оставила между косточками соединительную ткань, которая допускает податливость черепа во время прохождения по родовым путям и предоставляет мозгу условия для дальнейшего роста и развития. Расширения соединительной ткани на границе между костями образуют так называемые роднички, из которых поддаются определению только два — большой и малый. Малый родничок расположен ближе к затылку и закрывается в первые же месяцы, а большой остается открытым до 9-12 месяцев.

Сразу после рождения врач осматривает половые органы и промежность ребенка, чтобы убедиться в наличии ануса и влагалища у девочки. А теперь подробнее познакомимся с состоянием наружных половых органов. У девочек большие половые губы могут быть припухшими, а из половой щели нередко отмечаются кровянистые выделения. Это обусловлено влиянием материнских гормонов и пройдет бесследно через 2-3 дня.

Прощупайте мошонку у сынишки: на месте ли яички? Они определяются плотными округлыми образованиями размером с фасолинки. Если нашли только одно яичко или не нашли ни одного, придется обратиться к детскому хирургу. У плода яички располагаются забрюшинно на задней стенке живота. С 6-го месяца внутриутробного периода начинается процесс опускания яичек через паховый канал в мошонку. У большинства мальчиков этот процесс заканчивается до рождения. Но иногда в этом процессе наблюдается задержка, и ребенок рождается с одним яичком или с пустой мошонкой. Такое состояние называется крипторхизм. Если движение яичка прекратилось в паховом канале или в брюшной полости, где температура на 1,5-2 °С выше, чем в мошонке, то возможно нарушение развития сперматогенной ткани. А это может привести в дальнейшем к необратимым последствиям. Своевременное обращение за медицинской помощью и перемещение яичка на законное место способствуют восстановлению его нормального строения и выполнению репродуктивной функции во взрослой жизни. Иногда яичко спускается в мошонку самостоятельно. В любом случае ребенок должен быть осмотрен детским хирургом в первые месяцы жизни.

Теперь заглянем младенцу в ротик.

Обратите внимание на фото, как выглядит у новорожденного слизистая оболочка – она ярко-розового цвета за счет множества кровеносных сосудов, отличается некоторой сухостью, потому что слюнные железы еще недостаточно активны:

Полость рта почти полностью заполнена относительно большим языком. Так природа позаботилась о младенце, снабдив его инструментом для добывания молока из материнской груди. В акте сосания принимают участие жевательные мышцы и мышцы губ, а также плотные жировые подушечки, расположенные в толще щек. Они называются «комочки Биша» и присутствуют даже у недоношенных с низким весом, облегчая им акт сосания. Слюнные железы функционируют с рождения, но активность их невысока, и слюны выделяется мало, поэтому слизистая рта суховата и легко подвергается патологическим процессам, в первую очередь развитию молочницы. Если при плаче вы обнаружите на нёбе 2 симметрично расположенные белые горошинки, не пугайтесь. Это еще одна особенность периода новорожденности, так называемые жемчужины Эпштейна, которые вскоре исчезнут.

Каждая мама должна знать, как выглядят у новорожденного ребенка глазки, ведь они почти всегда закрыты отечными и тяжелыми веками. Но внимательная мама иногда может разглядеть кровоизлияния под конъюнктивой, которые возникли в связи с повышенным давлением на головку в момент прохождения по родовым путям. Чтобы защитить глазки от заражения микроорганизмами, главным образом от гонококков, которые могут попасть при прохождении по родовому каналу, акушерка закапывает в конъюнктивальный мешок раствор азотнокислого серебра или закладывает антибактериальную мазь.

При пальпации живота врач определяет состояние печени, селезенки и обязательно интересуется, был ли стул у новорожденного. В первый день жизни обычно выделяется первородный кал — меконий, он имеет сметанообразную консистенцию и темно-зеленый цвет. Находясь в утробе матери, малыш заглатывал околоплодную жидкость с находящимися в ней клетками отшелушенного эпителия и продуктами обмена. Теперь он выделяет это наружу. Через несколько дней стул примет нормальный для новорожденного характер: желтая жидкая кашка с кисловатым запахом. С первых минут жизни кишечник заселяется микробами, формируя собственную микрофлору.

Доктор не обойдет вниманием тазобедренные суставы и стопы вашего малыша для исключения врожденного вывиха тазобедренных суставов и врожденной косолапости. Эти патологические состояния, обнаруженные в первые дни жизни, легко поддаются коррекции, а поздняя диагностика приводит к более сложному и длительному лечению.

Теперь вы знаете, как должен выглядеть новорожденный ребенок, пора узнать, какими безусловными рефлексами обладает малыш с первых дней жизни.

Какие врожденные физиологические рефлексы у новорожденного ребенка

Состояние нервной системы новорожденного врач оценивает по наличию врожденных рефлексов и мышечному тонусу. В первые месяцы жизнь новорожденного обусловлена врожденными рефлексами, самыми главными из которых являются сосательный и глотательный. Его никто не учил добывать молочко из маминой груди, но посмотрите, как ловко он захватил грудь, начал сосать и глотать живительную влагу. Если прикоснуться соском к его щеке, он сразу отыщет грудь — это поисковый рефлекс. Если дотронуться до его ротика пальцем, он вытянет губки вперед — этот рефлекс новорожденных детей называется хоботковый. Вложите свой палец в его ладонь, и он крепко ухватится за него — хватательный рефлекс. Также новорожденный ребенок обладает рефлексом отдергивания — он обязательно отдернет ручку, если уколоть пальчик иголочкой. Хорошо выражены при рождении защитный рефлекс, выражающийся в мигании век, и ориентировочный, заключающийся в движении глаз за источником света. Положите младенца на живот и приставьте к его подошва
м свою ладонь. Он тут же оттолкнется от вашей руки, будто собрался ползти. Это феномен ползания.

Какие ещё рефлексы новорожденных обязательно нужно проверить? Поднимите малыша так, чтобы его стопы касались твердой поверхности, и с удивлением обнаружите, что он упирается полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ножках с выпрямленным туловищем. Это рефлекс опоры. Шаговый физиологический рефлекс новорожденных вызывается, если держать малыша подмышки и поставить ножки на стол. Он будет переступать ножками, будто пытается идти.

Здоровый доношенный новорожденный имеет хорошо выраженный сосательный рефлекс, который легко вызывается прикосновением соска к губам ребенка.

Наличие хорошо выраженных безусловных рефлексов свидетельствует о том, что спинной мозг у новорожденного лучше подготовлен к функционированию, чем головной. Некоторые безусловные рефлексы сопровождают человека все жизнь: глотательный, кашлевой, чихательный. Другие постепенно и не одновременно угасают, выполнив свою роль на протяжении первых 3-6 месяцев: поисковый, хоботковый, сосательный и т. д.

Какие первые прививки делают новорожденным в роддоме

Для профилактики геморрагической болезни новорожденным в первые сутки вводят в инъекции или через рот витамин К, который улучшает свертываемость крови и уменьшает опасность кровоизлияния в жизненно важных тканях.

Еще в родильном зале у крохи взяли кровь из пуповины, чтобы определить группу и резус-фактор. Через пару дней из пяточки возьмут несколько капель крови для проведения скрининг-теста. Этому обследованию подвергаются все новорожденные, чтобы исключить наиболее распространенные врожденные и наследственные заболевания: гипотиреоз, фенилкетонурию, галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Эти пять заболеваний, благодаря массовому обследованию новорожденных и рано начатому лечению, перестали приводить к умственной отсталости и инвалидизации детей.

В роддоме новорожденным первые прививки делают через 12 часов после появления на свет — это вакцинация против гепатита В. Какие ещё первые прививки делают новорожденным во время пребывания в перинатальном центре? Через 3-4 дня он будет привит от туберкулеза вакциной БЦЖ. Обе эти первые прививки новорожденным входят в Национальный календарь вакцинопрофилактики, но родители имеют право отказаться от них, предоставив заявление в письменном виде на имя главного врача родильного дома.

Увлеченные знакомством с долгожданным крохой, не стоит забывать и о равноправном участнике событий — новоиспеченном папе. Пока мама отдыхает после родов, на него приходится высокая нагрузка: обеспечить своей семье полноценное питание и заботливый уход, приобрести необходимые вещи и предметы, покупка которых была отложена до благополучного разрешения от бремени, оповестить всех родственников и знакомых о знаменательном событии и, согласно русской традиции, «обмыть пяточки» новорожденному. Если в родильном доме предусмотрены семейные палаты, и у папы есть возможность круглосуточного пребывания в ней, воспользуйтесь этим дорогим подарком, наслаждайтесь счастливыми мгновениями, не загруженными домашними делами и заботами, и сохраните их в памяти на всю жизнь.

Посмотрите подборку фото здоровых новорожденных детей – каждый из них для своей мамы самый красивый:

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного

24349 0

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра. Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Существует около ста способов проверить здоровье малыша, воспользуйся основными.

Шкала Апгар — первая оценка в жизни ребенка. Сразу после появления в мир и тщательного обзора врачами ребенок получает первую в своей жизни оценку — по шкале Апгар. Частота сердцебиения, ритмичность дыхания, мышечный тонус, наличие первых рефлексов, цвет кожных покровов — все это оценивается на первых минутах жизни малыша. Лучшие из лучших получают 10 баллов, большинство — 7-8.

Твой малыш при рождении не попал в чемпионы и получил далеко не 10 баллов? Не сокрушайся: почти все малыши, которые немного отстали на старте, вскоре догоняют своих одногодков. Чтобы успокоить себя окончательно, самостоятельно проверь безусловные рефлексы ребенка.

Сосательный рефлекс. В первые два-три дня после рождения сосательный рефлекс в большинстве малышей развит не так активно, как хотелось бы.

А некоторым малышам придется долго и терпеливо «объяснять», что мамина грудь — это очень вкусно. Не огорчайся и не делай поспешных выводов о здоровье малыша — у подавляющего большинства деток сосательный рефлекс «расцветает» на третий день.
Рефлекс Куссмауля. Иначе говоря — поисковый эффект. Малыш, почувствовав на своей щечке прикосновение маминого соска (или пальца), возвращает головку в ту сторону, пытаясь поймать «источник счастья». Этот рефлекс работает до 3-4 месяцев.

Потом ему на смену приходит зрение: малыш видит грудь или бутылочку и руководствуется уже зрительными ассоциациями, а не тактильными.
Рефлекс кляпа. Звучит ужасающе. А значит следующее: если что-то твердое упирается в заднюю часть горла малыша, его нижняя челюсть и язык делают выталкивающие движения.

Этот рефлекс хранится у человека вся жизнь, но язык участвует в нем лишь первые 6 месяцев. Вот почему так трудно научить малыша есть из ложечки в первом полугодии его жизни.

Особенная группа: спинальные рефлексы.
Эта группа рефлексов свидетельствует о нормальной работе центральной нервной системы.
Рефлекс Бабкина. Нажми на ладошку малыша. Он тутиже открыл рот, правда? А иногда — и глазоньки. Этот рефлекс ярко выражен на первом месяце жизни. До конца второго он исчезает.
Рефлекс Робинзона. Вложи в ладошку малыша пальчик и немного нажми. Малыш обхватил палец, и так крепенько, что его можно даже поднять, так? Этот рефлекс можно использовать для развивающих игр. Давай малышу в ручки какой-либо предмет (или свои пальцы), пусть пытается подняться.

Эта нехитрое упражнение развивает мышцы ребенка и расширяет пределы мира малыша, предоставляя благоприятное действие на общее развитие малыша.
Хватательный рефлекс на ногах. Если нажать большим пальцем на подушечку под пальчиками малыша, он подгибает пальцы. А если пробежаться от пальчиков к пятке, он расставляет пальчики веером. Этот рефлекс хранится до 3-4 месяцев.
Рефлекс опоры и автоматического хождения. Если поднять малыша под подмышки, он согнет ножки, а если поставить на опору, он выпрямит хребет и будет стоять на полной стопе. Теперь наклони малыша вперед — он автоматически предпримет шаг вперед. Этот рефлекс хранится до 2 месяцев. Его можно использовать во время «физзарядки».
Защитный рефлекс. Если ребенка в возрасте до одного месяца положить на животик, он повернет головку в сторону. Так малыш обеспечивает себе свободу дыхания. На втором месяце он научится держать головку и этот рефлекс забудется, отпадет по ненадобности.
Рефлекс активной защиты. Если уколоть малыша (например, во время забора крови для анализа), он примет ручку или ножку, а во второй раз будет делать отталкивающие движения, пытаясь защититься от обидчика.
Рефлекс ползания. Появляется на 3-4 день жизни, начиная с 4 месяца постепенно угасает. Положи малыша на животик и оснований руки под ножки. Малыш будет пытаться оттолкнуться и поползти. Это очень интересно и очень полезное упражнение.
Рефлекс Переза. Этот рефлекс почему-то неприятен малышам : во время его проверки детки кричат, выгибают спинку, поднимают головку, ручку и ножки. Поэтому не напрягай малыша частыми проверками этого рефлекса.
Методика проверки : положи малыша на животик и проведи пальцами по хребту от копчика к шее. Простое движение, но столько эмоций! К сожалению, негативных… Но такая реакция — свидетельство правильного развития центральной нервной системы, так что иногда придется доставлять малышу и неприятные секунды…
Рефлекс Переза хранится до 3-4 месяцев.
Рефлекс Галанта. Сделай противоположное движение: проведи пальцами по хребту малыша от шеи к копчику. Реакция здорового малыша такая: малыш выгнет спинку в твою сторону, туда же вернется и его головка. Иногда разгибается и отводится ножка. Этот рефлекс проявляется на 5-6 день жизни и хранится до 3-4 месяцев.
Рефлекс Боро. Этот рефлекс можно проверить разными способами. Вот один из них : дайте малышу, когда он лежит на спине, ухватиться за свои пальчики, пусть попробует подняться.

Но до того, как его головка оторвется от стола, заберите у него пальцы. В ответ на такую не очень честную провокацию малыш резко раскинет ручки в стороны, пальчики будут растопыренными. Потом малыш опустит ручки и согнет их в локтях.
Выйдет эффект объятия : таким образом малыш пытается прицепиться к маме, внезапно потеряв ее. Это рефлекс, судя по всему, достался нам от далеких предков — обезьян. Очень ярко он проявляется на первом месяце жизни, до 4-5 месяцев исчезает.

< Предыдущая

Двигательное развитие детей

Грудной возраст

83. В течение первого года жизни двигательные функции малыша развиваются необычайно быстро.

По окончании периода новорожденности, во время которого постепенно стабилизируются жизненные процессы, но динамика развития двигательных функций пока еще невысока, начинается период грудного возраста, длящийся около года. В это время увеличивается масса тела, изменяются его пропорции, каждый день появляются новые движения и умения.

84. Двигательное развитие здорового ребенка протекает по определенной схеме и является из показателей физического и психического развития.

Для оценки правильности развития установлены определенные периоды жизни ребенка, в течение которых должны проявляться отдельные характерные реакции. Однако развитие каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и сроки появления двигательных функций могут немного отличаться, поэтому эти критерии, как, впрочем, и все остальные нормы, которые носят рекомендательный характер, имеет только ориентирующее значение.

85. Итак, ориентировочные показатели двигательного развития ребенка в первом полугодии таковы:

К концу первого месяца жизни уменьшается мышечное напряжение, исчезает поза, характерная для плода, с согнутыми ручками и ножками.

На втором месяце ребенок выполняет бесцельные повороты головы набок, изгибает туловище, хаотично машет ручками и ножками.

На третьем месяце жизни движения головы и спины постепенно становятся все более спокойными, в положении на животе ребенок может удерживать голову, приподнимая все выше грудь и спину. Это умение появляется несколько раньше у детей, которых регулярно выкладывают на живот, что, по мнению некоторых педиатров, развивает органы зрения и способность наблюдать

Развитие глазных мышц позволяет все более длительное время фиксировать взгляд на блестящих предметах, находящихся на расстоянии трех метров, а чуть позже малыш начинает следить взглядом за двигающимися предметами и поворачиваться в направлении звука. Ребенок уже может разглядывать поднятые кверху ноги и руки.

Во время все более частых и более длительных периодов бодрствования малыш выражает радость, увидев или услышав близкого человека, — оживляется, издает звуки, смеется, трясет руками, как будто держит в них какой-нибудь предмет. В это время исчезают безусловные рефлексы периода новорожденности: хватания, ползания, защитный.

Четырехмесячный малыш в моменты радости или злости изгибает туловище, делает «мостик», что свидетельствует о развитии мышц спины. Малыш протягивает руки к игрушке, трясет ее. В 4-5 месяцев он уже может поворачиваться со спины на бочок, а если его потянуть за ручки, подтягивает предплечья и спину.

Пятимесячный малыш поворачивается со спины на живот, хватает предметы, подвешенные над его грудью, а вскоре и расположенные над головой или сбоку. Схваченный предмет ребенок в состоянии удерживать между ладонями сначала лишь несколько секунд. Следующий этап развития хватательных движений – сжимание вложенной в руку игрушки всей ладонью, но сначала без участия большого пальца. Ребенок отпускает игрушку, если в другую руку вложить следующий предмет.

В шесть месяцев ребенок хватает пальцы взрослого или палочку, садится и некоторое время остается в таком положении, сильно наклонившись вперед.

86. Ориетировочные показатели двигательного развития во втором полугодии:

Между седьмым и девятым месяцем ребенок учится самостоятельно садиться из положения на боку, и с каждым разом сидит все дольше и со все более прямой спиной. Некоторые дети, как правило, те, которые много времени проводят на животе, перед тем научиться сидеть, начинают ползать на животе, перемещаются при помощи рук, сначала выгибаясь дугой, затем пятятся задом и только потом ползут вперед.

Эти дети садятся позже остальных, а некоторые из них начинают стоять у опоры раньше, чем садиться. Считается, что такой порядок двигательного развития формирует правильную осанку.

К концу шестого месяца малыш начинает хватать предметы одной рукой. Очень скоро приходит умение держать одновременно в каждой руке по предмету и подносить удерживаемый предмет ко рту. Это начало самостоятельного приема пищи.

В шесть – семь месяцев ребенок с силой упирается ногами и делает подскоки, если его взять под мышки. В возрасте около восьми месяцев ребенок умеет самостоятельно хватать по одному предмету в каждую руку, перекладывать их из руки в руку и сознательно бросать. Постепенное развитие мышц руки позволяет к девятому месяцу хватать предметы уже двумя пальцами.

Между восьмым и девятым месяцем, если его поставить, малыш стоит у опоры и самостоятельно опускается на колени. Следующий этап подготовки к первым шагам – самостоятельный подъем при помощи опоры, а скоро и первые шажки боком вдоль опоры. В девять месяцев ребенок начинает передвигаться на коленях.

87. Умение ходить развивается постепенно между 9-м и 14-м месяцем, у всех детей по-разному, проходя следующие этапы:

  • перемещение боком вдоль опоры;
  • передвижение вперед при поддержке под мышки;
  • перемещение с поддержкой за руки;
  • самостоятельное передвижение.

88. Ходить без посторонней помощи дети учатся в течение нескольких месяцев.

Одни делают шажки очень осторожно, другие идут быстро, не обращая внимания на препятствия, третьи хождению еще долго предпочитают ползание.

В последние месяцы первого года жизни ребенок совершенствует умение хватать, манипулировать пальцами. Малыш трясет предметами, которые держит в руках, стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой, держать чашку, из которой пытается пить, и поддерживать бутылочку руками.