Диагностика зубочелюстных аномалий в ортодонтии

Методы исследования и диагностика зубочелюстных аномалий По Кальвелису д.А. “Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в клинике и эксперименте”.

Общие положения диагностики

О диагностике. Жевательный аппарат по своему строению очень сложное образование. Это обусловлено многообразием морфологического строения и взаимоотношением отдельных элементов жевательного аппарата. Поэтому при установке диа­гноза мы должны применять и метод анализа и метод синтеза выявленных симптомов. Следует учитывать количество зубов, величину, форму и положение отдельных зубов, ширину и длину зубных рядов, ппд смыкания зубных рядов, соотношение антагонирующих зубов, формы и соотношения альвеолярных гребней по отношению к челюстям, соотношения челюстей к лицевому скелету и всему черепу в целом и еще много дру­гих особенностей.

Все особенности могут быть в разных вариациях, что и соз­дает множество отклонений от нормы — разновидные зубочелюстные аномалии.

Из вышеуказанных обстоятельств вытекают два практически важных вопроса:

В целях собирания соответствующих симптомов необхо­димо владеть знанием основ постановки диагноза.

Ввиду очень большого количества отклонений от нормы необходимо все проявления их группировать — создать классификации зубочелюстных аномалий для руководства при прове­дении профилактических и лечебных мероприятий. Классификация зубочелюстных аномалий в ортодонтии занимает очень важное место. Ортодонтия стала научным разделом стоматологии только благодаря созданной Энглем первой систематической классификации аномалий прикуса.

Оценка диагностических симптомов. В диагностике зубочелюстных аномалий большие трудности представляет определе­ние нормы жевательного органа и соответствующих признаков, определяющих отклонения от нормы — аномалии. Норму опре­деляют статистическим путем, выявлением средней вели­чины, т. е. наиболее часто встречающихся явлений. Среднюю величину устанавливают по определенным признакам. Норма жевательного аппарата должна определяться также рядом оп­ределенных признаков. При попытке вывести средние величины из возможных комбинаций этого множества признаков получи­лось бы очень большое число разных вариаций.

Признаки, характеризующие норму и патологию жевательного аппарата, следует расценивать с точки зрения их важно­сти и значения для всего организма в каждом отдельном слу­чае. Все симптомы целесообразно разделить на следующие группы:

Безусловные признаки (абсолютные).

Относительные признаки:

а) несущественные;

б) существенные.

Безусловные признаки. К таким с абсолютной точ­ностью нельзя причислить ни одного признака, даже такого, как число зубов в прикусе, считая на данной стадии развития человека нормальным количеством зубов 20 молочных и 32 постоянных зуба. Если отклонение от этого количества в сто­рону увеличения числа зубов можно считать безусловной ано­малией, то при уменьшении их мы говорим о явлении фило­генетической редукции количества зубов у человека.

К безусловным признакам следует отнести контактные точки зубов, соотношения отдельных зубов в центральной ок­клюзии и др. Прикус можно считать функционально и эстети­чески полноценным и при других соотношениях зубов, когда в большинстве случаев нет необходимости и возможности ортодонтического вмешательства.

Относительные признаки приобретают практическое значение лишь при сравнении их с другими обстоятельствами, условиями и признаками. Например, величина коронки зуба может быть признана аномалийной при несоответствующей ве­личине челюстей — при больших размерах зубов и нормальной величине челюстей, а тем более при маленьких челюстях, когда зубы не могут разместиться в челюсти, или, наоборот, когда остается в челюсти избыток места и зубы устанавливаются с промежутками. Также разная величина челюстей сама по себе еще не определяет существа ортодонтической аномалии, но несоответственная величина в прикусе одной челюсти по сравнению с другой уже имеет определенное значение, как при­знак аномалии.

Несущественные признаки, как, например, цвет, форма зубных коронок. Не во всех случаях обнаруженные от­клонения от нормы требуют ортодонтического вмешательства, так как в строении жевательного органа не существует еди­ного стандарта, к которому следовало бы подводить всех наших больных. В ряде случаев нет никакой возможности проведения эффективного лечения — например, менять форму коронки или цвет, изменить основную величину челюстей и их соотношения к челюстно-лицевому скелету.

Существенные признаки — разные отклонения от нормы, влияющие па морфологию, функцию и внешний вид жевательного органа,— например, вариации числа зубов, особое положение отдельных зубов, изменения формы зубных рядов, особенно несоответствие величины, формы и соотношения обоих рядов (аномалии смыкания), своеобразное соотношение челю­стей к черепно-лицевому скелету и ряд других признаков.

В практической ортодонтической работе мы должны учи­тывать безусловные относительные и существенные признаки зубочелюстных аномалий. Таким образом, из большого числа признаков следует уметь выделить и оценить группу практи­чески важных и поддающихся терапевтическому воздействию. Этим в значительной мере облегчается практический подход к диагностике зубочелюстных аномалий.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО.

АНАМНЕЗ

Ортодонта интересует ряд общих данных о больном. В пер­вую очередь возраст, так как норма и патология варьируют в зависимости от возраста.

Важен род занятий родителей ребенка, а если больной уже взрослый, то и род его занятий. По этому мы можем судить об условиях в период ортодонтического лечения — сможем ли мы назначить все виды аппаратов или только такие, которые менее заметны и меньше мешают в работе.

Адрес. Местожительство больного имеет большое значение. Ортодонтическое лечение обычно длится долго, с многократным посещением врача. Если больней живет далеко от лечебного учреждения, а тем более в сельской местности, где сообщение не всегда удобное, нельзя планировать продолжительное ле­чение с частым посещением врача. В таких случаях необходимо применять методы лечения, заключающиеся в избрании лечеб­ных аппаратов, не требующих частого активизирования и по­стоянного наблюдения. (Во многих случаях упрощает и со­кращает сроки лечения применение метода удаления отдельных зубов в целях создания места и устранения общего напряжен­ного состояния челюсти.) Полезно пытаться анамнезом выяснить этиологию аномалии зубочелюстной системы. С этой целью важно установить нижеследующее.

Роды ребенка. Непосредственная родовая травма редко вли­яет на образование аномалий прикуса. В некоторых случаях мм встречаемся с последствиями общей родовой травмы — внутричерепного кровоизлияния, что может неблагоприятно ска­заться на общем развитии ребенка и, в частности, на развитии зубочелюстной системы.

Вид вскармливания. Грудное (как долго), смешанное или искусственное с самого начала. Важность этого вопроса опре­деляется двумя обстоятельствами: составом пищи, так как ни­какой рецепт состава смесей искусственного вскармливания не может заменить материнское молоко. Другой вопрос — это вид приема пищи новорожденным. При вскармливании грудью ре­бенок проделывает сосательные движения — нижней челюсти, языка, мышц дна полости рта, что крайне благоприятно ска­зывается на развитии зубочелюстной системы. При искусст­венном вскармливании все эти благоприятные факторы отсут­ствуют.

Развитие ребенка. Срок появления первых зубов, когда ре­бенок начал ходить, говорить, состояние его молочных зубов — все это косвенным путем характеризует общее развитие ре­бенка.

Перенесенные заболевания. Каждое острое инфекционное или хроническое (рахит, эндокринные изменения) заболевание в детском возрасте нарушает общее развитие ребенка, в том числе жевательного аппарата. Особенно следует обращать вни­мание на расстройство питания — диспепсии.

Дурные привычки. Длительное сосание пальцев, губ, языка, а также неправильное положение ребенка во время сна могут привести к деформации прикуса, действуя как медленная дли­тельная травма.

Состояние дыхательных путей. Как дышит ребенок — через нос или через рот? Чтобы получить правильный ответ, необхо­димо выяснить положение во время сна. Если ребенок спит с открытым ртом и храпит, то это свидетельствует, что имеются нарушения в дыхательных путях.

Диагностические данные, как и ход лечения, должны быть документированы в истории болезни. Для ортодонтических больных еще нет принятой формы ее, которую следовало бы разработать и принять на особом совещании специалистов. По­дробно разработанной форме истории болезни должно прида­ваться большое значение, так как по ней можно проводить систематическое обследование и лечение больного и. с другой стороны, легче обработать данные и сделать обобщающие вы­воды.

Ортодонтическое отделение или кабинет оснащают оборудованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования (из расчета на одну врачебную должность), а также оборудованием, инструментарием и другими изделиями для коллективного пользования. Рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т. е. такой системы движения врача по кабинету, при которой затраты физических сил и времени наименьшие.

Предусматривают место для хранения диагностических моделей челюстей больных, находящихся на лечении, и рентгеновских снимков (телерентгенограммы головы, ортопантомограммы челюстей и др.).

Объем лечебно-профилактических мероприятий для детского населения, прикрепленного к поликлинике, планируемый на год, должен соответствовать реальным возможностям всех звеньев лечебного учреждения, включая зуботехническую лабораторию. В комплекс лечебной помощи больным с зубоче-люстными аномалиями включаются следующие мероприятия: профилактика, аппаратурное ортодонтическое, хирургическое, терапевтическое и протетическое лечение, физиотерапия, миотерапия, логопедическое обучение, помощь оториноларингологов, психоневрологов и других специалистов.

При составлении плана работы ортодонтического отделения необходимо:

  1. уточнить потребности в ортодонтической помощи раз-личных возрастных групп детского населения;
  2. определить объем всех видов специализированной помощи при лечении ортодонтического больного;
  3. изыскать штатные и материальные резервы и эффективно использовать их;
  4. применять новые организационные формы работы, на-учной организации труда (НОТ), системы учета, анализа и планирования, определения затрат рабочего времени ортодонта и обслуживающего персонала.

Осуществление этих мер обеспечивает плановую рациональную систему оказания ортодонтической помощи детскому и подрос-тковому населению.

Должны быть определены задачи и функции каждого сотрудника поликлиники соответственно уровню его квалификации и объема работы. Их излагают в инструкциях для заведующего ортодонтическим отделением, ортодонта, медицинской сестры ортодонтического отделения. Учитывая, что экстенсивное развитие ортодонтической службы небеспредельно, необходимо наряду с увеличением штатов ортодонтов изыскивать и реали-зовывать интенсивные способы развития этого вида помощи. Положительные результаты могут быть достигнуты при внедрении НОТ в работу как ортодонтических подразделений, так и всей поликлиники. Хронометраж позволяет установить, что 87% рабочего времени ортодонт затрачивает на основную работу (прием больных, ведение истории болезни, консультации, беседы с родителями), а остальные 13% — на вспомогательную (работа с зубным техником, архивом, служебные разговоры, конференции, совещания и т. д). Использовать резервы времени, сократить его потери, организовать ритмичную работу отделения можно при четкой взаимосвязанной работе персонала поликлиники.

Рациональное использование времени врача зависит от степени привлечения медицинской сестры к участию в лечебной работе. Для освобождения медицинских сестер от подготовительной работы целесообразно иметь штатные должности обслуживающего персонала без медицинского образования (диспетчеры) из расчета одна должность на 3 должности ортодонтов. Вызов больных открыткой или по телефону в поликлинику осуществляется через диспетчера отделения и регистратуру поликлиники, вызов больных в кабинет — с помощью микрофонной связи.

Количество посещений больными врача в утренние часы и летние месяцы ниже нормы, что объясняется спецификой работы с детским и подростковым контингентом. Это снижает годовую нагрузку ортодонта. Графики работы рекомендуется составлять с учетом закономерности обращения больных, т. е. планировать максимальное число ортодонтов в часы и дни, наиболее удобные для населения.

Облегчают работу штампы-клише, готовые рецепты, бланки для регистрации результатов обследования детей и др. Целесообразно применять учетную форму по ортодонтии, позволяющую провести количественный и качественный анализ показателей работы как отдельных врачей, так и всего ортодонтического отделения. Форма «Учет работы ортодонта» позволяет вести учет больных, явившихся на прием для получения ор-тодонтической и зубопротезной помощи, рассчитать среднее число посещений за период лечения, сравнить число больных, принятых на лечение и окончивших его в течение месяца.

Организация предоставления ортодонтической помощи

Сейчас ортодонтия — наука, которая занимается изучением этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, методов лечения и устойчивых аномалий и деформаций зубочелюстной аппарата у детей и взрослых.

Несмотря на это, современная ортодонтия должна решать следующие задачи:

1. Изучение факторов, которые приводят к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

2. Изучение зубочелюстных аномалий патогенеза.

3. Разработка новых методов диагностики.

4. Разработка методов профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций прикуса.

5. Разработка методов профилактики и лечения дефектов отдельных зубов, зубных рядов, челюстей и лица у детей.

6. Управление ростом челюстей.

7. Нормализация нарушенных функций полости рта.

8. Устранение факторов, приводящих к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

9. Влияние на развитие смежных органов и систем.

Профилактическая ортодонтия — это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и устранение этиологических и патогенетических факторов, приводящих к развитию зубочелюстно-лицевых аномалий.

Задачи профилактической ортодонтии следующие:

1. Положительное влияние на общее состояние беременной женщины и ребенка.

2. Организационные и лечебные меры, обеспечивающие раннее определение и устранение факторов риска развития зубочелюстно-лицевых аномалий.

Ф. Я. Хорошилкина (1982) определила 6 направлений ортодонтии с учетом возраста пациентов, нуждающихся в ортодонтическом лечении, а также специфики лечебных мероприятий:

1. Профилактическая ортодонтия среди организованных детских коллективов.

2. Специализированное лечение детей в условиях ортодонтических кабинетов или отделений.

3. Ортодонтическое лечение подростков.

4. Ортодонтическое лечение взрослых.

5. Ортодонтическое лечение и зубочелюстной протезирование больных с врожденными пороками развития (щелевые дефекты губы, альвеолярного отростка, неба) в системе их комплексного лечения.

6. Ортодонтическое лечение в условиях хирургического стационара как подготовительный или заключительный этап хирургически-реконструктивного устранения зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций прикуса.

Ортодонтическая помощь предоставляется детям от 3 до 14 лет (в некоторых случаях — врожденные пороки развития лица и челюстей — сразу после рождения ребенка), подросткам на базе городских или районных детских стоматологических поликлиник, и взрослым — в соответствующими стоматологических поликлиниках, которые в зависимости от количества населения должны иметь ортодонтический кабинет или отделение.

Работа врача-ортодонта регламентируется приказами МОЗ Украины.

Согласно существующим нормативам на 10000 детей, проживающих в городе с населением свыше 25000, выделяют 0,45 должности врача-ортодонта. Для обслуживания ортодонтического кабинета видиляется 1 должность медицинской сестры на 2 должности врачей-ортодонтов, и 1 должность санитарки (младший медицинский персонал) на 3 должности врачей-ортодонтов. Должности зубных техников выделяют должностям врачей ортодонтов в соотношении 1:1.

Должность заведующего ортодонтического отделения приходится на 5-6 должностей врачей-ортодонтов. Заведующий отделением выполняет врачебную работу объемом 0,5 должности врача-ортодонта, проводит организационные меры и предоставляет консультативную помощь.

Согласно приказу МОЗ Украины в каждом городе с населением свыше 100000 жителей необходима детская стоматологическая поликлиника, в состав которой входит ортодонтический кабинет. Ортодонтический кабинет или отделение является составной детской стоматологической поликлиники (областной, городской или районной) наравне с профилактическим, терапевтическим и хирургическим отделениями.

В ортодонтическом отделении или кабинете на каждое рабочее место врачу-ортодонту отводится не менее 7 м 2 площади. Ортодонтический кабинет, который имеет 4 стоматологические кресла, должен быть оборудован стерилизационной.

Каждое рабочее место врача-ортодонта имеет универсальную стоматологическую установку .

В работе применяется прежде всего стоматологическое зеркало и пинцет, а также зонд, шпатель, боры для прямого и углового наконечников, дисковые пилы, диски, камни, крампонные щипцы, зуботехнический шпатель, резиновая колба, гипсовый нож. Кроме того, необходим гипс, наборы зуботехнического воска, ортодонтической проволоки разного диаметра, вспомогательные материалы и медикаменты, специальные ортодонтические инструменты.

В ортодонтическом кабинете необходимо иметь

Также и газовый паяльник или спиртовку, отдельный стол для работы с гипсом для отливания моделей челюстей.

Каждому врачу-ортодонту необходимо иметь отдельный стол для записей в историях болезни пациентов, шкаф для хранения диагностических моделей челюстей, ящик для готовых ортодонтических работ и протезов, ящик для историй болезни.

Большое внимание необходимо уделять правилам асептики и антисептики. Эта работа регламентирована отраслевым стандартом «стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения» (Методы, средства и режимы) ОСТ 42-21-86, приказ № 770 от 10.01.1986.

Организация работы врача-ортодонта.

С целью оценки эффективности работы врача-ортодонта согласно приказу МОЗ Украины № 302 от 27.12.1999 г. введены следующие показатели:

1. Количество пациентов, которых принимают за рабочий день (месяц, год).

2. Трудовые единицы.

3. Количество пациентов, которые закончили ортодонтическое лечение.

4. Количество пациентов, находящихся под наблюдением врача-ортодонта (в разных диспансерных группах).

Так, за 1 рабочий день ортодонту необходимо принять 12 пациентов, 1 из которых — первичный, выработать 25 условных единиц. Ортодонтические аппараты и детские зубные протезы изготавливают в зуботехнической лаборатории.

Методы обследования ортодонтического больного

Индивидуальность человека в значительной степени определяется особенностями строения лица. У больных с аномалиями прикуса нередко отмечается сходство лицевых признаков. Внешнее сходство таких пациентов объясняется аналогичными морфологическими и функциональными особенностями развития зубочелюстной системы.
При выявлении зубочелюстных аномалий стремятся к определению их причинно-следственных взаимосвязей и изучению сущности этой патологии. Клиническое обследование является ведущим методом в диагностике.
В паспортной части истории болезни указывается фамилия, имя, отчество, возраст и пол больного. Регистрируют место проживания больного и его родителей, условия быта, воспитания и обучения.
Анамнез собирают, как правило, со слов родителей. При этом выявляют наследственные, хронические, профессиональные заболевания родителей, семейные особенности строения зубочелюстной системы, социально-бытовые условия. Выясняется состояние здоровья матери в период беременности, т.е. имелись ли заболевания, гормональные расстройства, токсикоз и в какой половине беременности, как протекали роды, были ли травмы.
Очень большое значение имеет определение общего состояния здоровья ребенка, как он развивался и рос, вид вскармливания, сроки прорезывания временных и постоянных зубов. Выявляют перенесенные заболевания (рахит, туберкулез, диспепсию и др.), травмы или операции челюстно-лицевой области, имевшиеся или имеющиеся на данный момент вредные привычки или др. парафункции (бруксизм и др.).

Осмотр состоит из общего осмотра, осмотра лица и полости рта. При общем осмотре оценивают соматическое, психическое развитие пациента и их соответствие возрасту, росту, массе тела.
При осмотре лица устанавливают особенности его конфигурации: симметричность или асимметричность, выраженность носогубных и подбородочной складок, взаимоотношение верхней и нижней губы в состоянии покоя, (свободно сомкнутые, сомкнуты с напряжением или зияние ротовой щели, выступающие вперед или западение одной губы по отношению к другой и подбородку), укорочение или удлинение нижней трети лица.
При осмотре полости рта определяют состояние слизистой оболочки преддверия полости рта, расположение уздечек верхней и нижней губы и щечных тяжей (складок), десны. Оценивают степень развития челюстных костей, альвеолярных отростков, определяют количество, величину, форму зубов, их состояние и расположение в зубном ряду, форму зубных дуг, соотношение зубных рядов и челюстей в прикусе, форму и глубину свода твердого и мягкого неба, величину языка, степень развития и место прикрепления уздечки языка. Осматривается состояние ротоглотки.

После этого необходимо провести специальные исследования: клинические пробы, биометрическое изучение моделей челюстей, графические, фотометрические, рентгенологические и методы, определяющие функциональное состояние зубочелюстной системы.
Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

АНОМАЛИИ СООТНОШЕНИЯ ЗУБНЫХ ДУГ

Аномалии зубных дуг являются в основном врожденными патологиями и проявляются в удлинении, укорачивании, сужении либо расширении зубного ряда или его отдельных участков. Существуют также нарушения в соотношении зубных дуг, когда есть асимметрия в расположении верхней или нижней челюсти по отношению друг к другу. Выявляются эти патологии во время осмотра и классифицируются в зависимости от клинической картины.

Чтобы получить информацию о ценах и сроках лечения звоните:

+7 (495) 788-48-84

или заполните форму обратной связи:

Виды аномалий соотношения зубных дуг

К патологиям зубочелюстной системы, затрагивающим изменения положения зубных дуг, относятся дистальный (прогнатический), мезиальный (медиальный), глубокий, открытый и перекрестный прикусы.

  • Дистальный прикус. Одна из самых распространенных патологий, диагностируемая при молочных зубах или их смене на постоянные. Проявляется в виде выдвижения верхней челюсти по отношению к нижней. Причинами развития могут быть нарушения величины и формы зубного ряда или его недоразвитие. Эту патологию можно определить и визуально по выступанию верхней губы и видимым передним зубам. Типичные лицевые признаки – укороченная нижняя часть лица, полуоткрытый рот и подбородочные складки. Дистальный прикус вызывает нарушение жевательных и речевых функций, поэтому нуждается в своевременном лечении.
  • Мезиальный прикус. Клинической картиной данной патологии является выдвижение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему при сомкнутых челюстях. Внешне эта аномалия особенно заметна, когда смотришь на человека в профиль. Для нее характерен выступающий вперед массивный подбородок и западание верхней губы. Причины развития патологии включают в себя целый ряд факторов: родовая травма, заболевания, неправильное вскармливание, преждевременная утрата верхних зубов. Как и дистальный прикус, мезиальный вызывает не только дискомфорт, но и нарушение речи и процесса пережевывания пищи.
  • Глубокий прикус. Довольно распространенное нарушение соотношения зубных дуг, при котором нижние резцы перекрываются верхними как минимум на треть. При выраженной патологии этот термин заменяется понятием чрезмерное резцовое перекрытие. Эта аномалия классифицируется на вертикальную и горизонтальную. При вертикальной резцы и клыки верхней челюсти перекрывают нижние больше чем наполовину. При горизонтальной нарушается нормальное расстояние между вестибулярной поверхностью нижних зубов и небной частью верхних. Развивается патология из-за генетических и послеродовых факторов (врожденные аномалии, хронические заболевания). Лечение должно начинаться уже в период прорезывания молочных зубов. Устранение незначительного резцового перекрытия во взрослом возрасте не требуется, но при выраженной патологии применятся капы и брекеты.
  • Открытый прикус. Данная патология диагностируется при неполном смыкании верхней и нижней челюсти во фронтальном отделе. Это наиболее тяжелая форма аномалии соотношения зубных дуг, чаще всего встречающаяся у маленьких детей. Затрудняет процесс пережевывания пищи и произношение некоторых звуков, пересушивает слизистую оболочку. Помимо врожденных причин, формированию открытого прикуса могут способствовать и внешние факторы: неполноценное питание, слабая двигательная активность и даже недостаток солнечных лучей. Лечение открытого прикуса – достаточно сложный процесс, но на сегодняшний день это нарушение можно устранить, если предпринять не только лечебные, но и профилактические меры.
  • Перекрестный прикус. Эта аномалия проявляется в несоответствии положения верхней и нижней челюсти в поперечном направлении. Иными словами, челюсти смещены относительно друг другу в горизонтальной плоскости, что заметно при обычном осмотре. Как правило, патология затрагивает передние и боковые отделы зубного ряда. Ее причинами могут быть неблагоприятная наследственность, ранняя утрата молочных зубов, детские заболевания, травмы лица. Перекрестный прикус вызывает асимметричное развитие костей и суставов, нарушение речи и функции жевания, поэтому его лечение должно начинаться с самого раннего возраста.

Лечение аномалий соотношения зубных дуг

Лечение назначается после осмотра, проведения диагностического обследования и постановки диагноза. При профессиональном подходе и своевременном обращении эти патологии зубочелюстной системы можно скорректировать и устранить. К примеру, весьма эффективным является лечение дистального и мезиального прикуса. В детском возрасте предпринимаются меры по нормализации формы зубных рядов с проведением профилактических мероприятий. Если челюсть уже сформировалась, то посредством ортодонтических аппаратов и накусочных пластинок осуществляется расширение верхней челюсти и перемещение передних зубов назад. По аналогичному принципу выполняется и лечение мезиального прикуса, исправляющее соотношение передних зубов. Для остальных видов патологий также существуют свои схемы лечения, которые вам назначит ортодонт при посещении нашей клиники.