Аутизм признаки у детей

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

  • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
  • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
  • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
  • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма у детей

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Медикаментозное лечение аутизма

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Аутизм у детей: причины, виды, признаки, лечение, полезные новости

Аутизм у детей — это достаточно распространенный диагноз в последнее время. Однако, несмотря на это, современный человек мало что знает об этом заболевании. Попробуем разобраться, что такое аутизм, как его диагностировать и лечить.

Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 с.

Что такое аутизм у детей

Интересуетесь, что такое аутизм? Это, скорее, не болезнь, а психическое отклонение. Аутизм — это расстройство, которое проявляется в эмоциональном плане, а также влияет на речь, мышление и социальную адаптацию. Аутист ведет себя отстраненно и не так, как принято в обществе.

Наталья Мальтинская в своей статье «История развития учения об аутизме» говорит о том, что о заболевании стало известно еще в XX веке, однако вплотную вопросом начало заниматься уже следующее поколение. Статистика неутешительна: с каждым годом доктора все чаще диагностируют аутизм у детей. Также доказано, что мальчики болеют чаще, чем девочки.

Не знаете, что такое аутизм у детей? Фото обычно демонстрирует угрюмого ребенка, с опущенной головой, который не реагирует на родителей или сверстников. В целом картинки точно отображают действительность и поведение людей, которые страдают от психического расстройства.

Зная, кто такой аутист, людей с заболеванием распознать легко. Обычно ребенок повторяет однотипные движения, не разговаривает или его речь крайне ограничена. Также дети часто не смотрят в глаза, не улыбаются и не проявляют никакого эмоционального контакта с родителями и окружающими.

Некоторые сторонятся детей с нестандартным поведением, считая, что аустисты — это люди, которые несут угрозу для других. На самом деле, такие дети абсолютно безобидны. Они живут в своем особенном мире и нисколько в этом не виноваты.

Аутизм, как правило, диагностируется в раннем возрасте. Чем раньше выявится эта особенность ребенка, тем лучше. Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за малышом и при появлении сомнений обратиться к специалисту за консультацией.

Причины аутизма

Очень часто родители особенных детей интересуются: откуда же появляется аутизм? Почему одни малыши здоровы, а другие страдают? Изучая вопрос аутизма, я не раз слышала теорию о том, что заболевание возникает вследствие прививок. Почему-то родители заболевших детей винят во всем некачественные вакцины. Однако поспешу развеять этот миф: причины аутизма — это точно не прививки. Ученые уже давно доказали этот факт.

Фото: Дмитрошкина Л. Аутизм как вредоносная родовая программа. Причины его возникновения. Успешный опыт экспериментальной группы. — Изд-во: Litres, 2017. — 50 С.

Почему же возникают расстройства аутистического спектра? К сожалению, врачи и ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос однозначно. Не исключены как физические, так и психологические причины.

По мнению специалистов, детский аутизм могут вызывать:

  • мутации генов;
  • гормональные сбои;
  • проблемы в развитии головного мозга;
  • поражения центральной нервной системы;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • различные химические отравления, в том числе тяжелыми металлами;
  • перегрузка организма лекарствами-антибиотиками;
  • стрессы, эмоциональное истощение.

Также ранний детский аутизм может наступать вследствие тяжелой беременности матери, ее злоупотребления лекарствами, гипоксии плода.

Считается, что любые отношения в семье (как между родителями, так и их взаимодействие с ребенком) не влияют на возникновения психического отклонения. Здесь, скорее, имеют значения генные мутации в сочетании с неблагоприятным внешним воздействием. Стоит отметить, что причины всегда врожденные. Приобретенный аутизм — это миф. Однако возможно диагностирование отклонения уже у взрослых людей.

Виды аутизма

Мы привыкли считать, что аутисты — это люди не от мира сего. В какой-то степени это правда. Я лично наблюдала за больными с аутизмом — их поведение и правда отличается от нормального.

Однако дети с аутизмом не всегда монотонно раскачиваются или бубнят что-то себе под нос. Одна из пациенток рассказывала, что аутизм повлиял на ее мировоззрение — она видит картинку не целостной, а так, как будто она рассыпается на кубики. У другого ребенка аутизм проявляется в том, что он придумывает свои собственные слова или любит только одного персонажа из мультфильма. И таких примеров очень много.

Фото: Мелия А. Мир аутизма: 16 супергероев. — Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2019 г. — 380 С.

Иногда заболевший малыш ведет себя практически нормально. Это зависит не только от того, было ли проведено лечение, но и от вида аутизма.

Существует несколько классификаций психологического расстройства. Психолог Светлана Лещенко в своей статье «Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям» перечисляет такие виды заболеваний:

  • Синдром Каннера (ранний детский аутизм).

Синдром Каннера — это классический вариант аутизма. Для него обязательно наличие трех признаков: эмоциональная бедность, однотипные движения и нарушение социализации. Иногда к ним добавляются другие когнитивные расстройства.

Аутист, фото которого демонстрирует его подведение, обычно не смотрит людям в глаза. Дети с синдромом Каннера ведут себя отстраненно, холодно, не тянутся к матери и отцу. Также у них часто отрешенное или недовольное выражение лица. Иногда такие дети боятся излишнего шума (например, гула от пылесоса или фена), не воспринимают новизну (например, одежду).

  • Синдром Аспергера.

Это легкая форма аутизма. Люди с таким заболеванием считаются «практически нормальными». Их расстройство проявляется в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.

Людям, которые страдают от синдрома Аспергера, тяжело считывать эмоции других, различать тон голоса. Они не всегда в состоянии правильно донести собственные эмоции, принять правила поведения в обществе. Также им тяжело запоминать лица — некоторые дети могут не узнать родителей или себя на фотографиях.

Люди с синдромом Аспергера встречаются часто. Их трудно определить внешне, поскольку интеллект и физическое развитие практически всегда в норме. Научившись существовать со своим диагнозом, такие дети во взрослом возрасте способны работать, создавать семьи и вести нормальный образ жизни.

  • Синдром Ретта.

Эта форма аутизма возникает вследствие генной модификации и считается тяжелой. Болеют синдромом Ретта только девочки. Вследствие такой формы аутизма возникают тяжелые психоневрологические нарушения и умственная отсталость. Также иногда встречается деформация костей и мышц.

Аутистический спектр достаточно широк и еще не изучен до конца. Стоит отметить, что люди с таким психологическим отклонением встречаются и среди публичных личностей. Так, например, знаменитые аутисты — это Билл Гейтс, Робин Уильямс, Энтони Хопкинс, Кортни Лав.

Аутизм: что это такое и почему о нем стоит знать

Признаки аутизма у детей

Конечно же, всех родителей после знакомства с основной информацией интересует, как проявляется аутизм. В моей практике было много случаев, когда мама и папа слишком поздно замечали проявление аутизма, беря за основу классические признаки (не смотрит в глаза, плохо развивается). При этом их ребенок подавал совершенно другие сигналы.

Итак, некоторые первые признаки аутизма проявляются уже у новорожденных детей. Вас должно насторожить, если грудничок не оживляется при виде родителей, не хочет идти на руки. Также ученые говорят о том, что по мере подрастания малыш все меньше смотрит родным в глаза.

Также можно диагностировать такие признаки аутизма до года: ребенок путает день и ночь, чрезмерно раздражителен или же, напротив, спокоен, не проявляет интерес к игрушкам. Обратите внимание, что ребенок-аутист иногда чересчур привязан к матери.

Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 С.

После года также можно отметить некоторые особенности детей с аутизмом: им трудно повторять движения, произносить слова. Они играют необычными игрушками (например, ключами), при этом подолгу их рассматривая, передвигаются особым образом (на цыпочках).

Наиболее ярко проявляются признаки аутизма у детей 2-3 лет. К ним относятся:

  • Стереотипное поведение. Например, ребенок рисует только оранжевым карандашом, пьет исключительно из одной чашки.
  • Странности в пищевом поведении. Предположим, ребенок-аутист пьет только одни соки, категорически отказывается от новой пищи.
  • Боязнь новизны. Детям трудно переключиться с одного занятия на другое, пойти другой дорогой.
  • Отсутствие речи и любые проблемы с ней. Например, расстройство аутического спектра проявляется в скудном словарном запасе, монотонном повторении одних и тех же звуков.
  • Одиночество. Малышам с отклонениями нравится бывать одним. Их не интересуют другие дети или взрослые.
  • Аутостимуляция. Ребенок может теребить мочку уха, царапать руку или постоянно проводить другие манипуляции.

Такие признаки аутизма в 2 года должны насторожить родителей. Со временем ситуация будет только ухудшаться, поэтому важно вовремя выявить отклонения.

Какие существуют признаки аутизма в 3 года? В принципе, они остаются теми же самыми. Однако внимательно следить за поведением ребенка все же стоит: малыш может плакать, когда находится среди других людей, слишком эмоционально реагировать, если вы с ним не согласны, не выносить прикосновения травы или воды.

Родителям бывает очень трудно распознать синдром Аспергера. Признаки такого аутизма могут проявиться по-разному. Наиболее яркий симптом — любые проблемы с коммуникацией. Также у детей может возникать маниакальная любовь к порядку, неумение разделять чувства других, проблемы с этикетом и поведением.

Вот так чаще всего проявляется аутизм у детей. Признаки, фото которых найти трудно, помогают определить отклонения, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными к своим детям.

Диагностика аутизма

Вы уже выяснили, что такое аутизм и как его распознать. Однако поставить диагноз родителям самостоятельно невозможно — необходимо обратиться к специалисту. Проблемами аутизма занимаются нейропсихологи, дефектологи, неврологи. Также обычно при обследовании приглашают воспитателей или учителей, если ребенок посещает учебные заведения.

Чтобы подтвердить диагноз, врачи проводят специальную диагностику. В нее включают:

  • общая диагностика развития ребенка;
  • подробный опрос родителей, воспитателей, учителей;
  • скрининг — сбор информации о социальном развитии ребенка;
  • углубленная диагностика, в которую входит наблюдение за поведением ребенка, психологические тесты.

Также обычно назначается электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная или компьютерная томография. Эти исследования позволяют оценить работу мозга и обнаружить нарушения, если они есть.

Для диагностики аутизма также должны назначать генетический анализ крови, пробы на различные аллергены, анализ на тяжелые металлы и т. д.

К сожалению, страны постсоветского пространства только начинают изучать аутизм, поэтому иногда существуют проблемы с правильной постановкой диагноза. Именно поэтому рекомендуется провести всестороннее обследование ребенка.

Диагностировать аутизм можно не только у детей, но и у взрослых. Многие замечают за собой некоторые особенности, однако даже не подозревают, что у них аутизм. Однако это касается лишь синдрома Аспергера.

Чтобы понять, есть ли аутизм, часто проводят тест на синдром Аспергера. Его можно найти в интернете и проверить себя самостоятельно. Тест Аспергера разработан учеными из США и является одним из самых точных методов диагностики.

Лечение аутизма

Часто родители детей с диагнозом «аутист» воспринимают болезнь как нечто страшное. Во время практики я не раз наблюдала реакцию мам и пап на диагноз — она всегда была бурной и негативной. Первый вопрос, который они задавали: «Лечится ли аутизм?» И, услышав ответ, расстраивались еще больше.

К сожалению, лекарства от аутизма не существует. Однако скорректировать поведение, которое демонстрируют аутисты-дети, и обучить их жить в обществе возможно. Диагноз — это не приговор, однако ребенку потребуется помощь специалиста, и, возможно, не одного.

Прилагать усилия потребуется не только докторам, но и родным особенного малыша. Существует немало примеров и историй родителей, которые столкнулись с диагнозом «аутизм». Они научились с ним жить и теперь могут давать советы другим людям, которые оказались в такой же ситуации. Найти подобные примеры можно в интернете.

Среди методик лечения аутизма выделяют:

  • социальную адаптацию, посещение особых детских садов и школ;
  • соблюдение строгого распорядка дня;
  • установку эмоционального контакта родителей с ребенком;
  • коррекцию питания;
  • логопедические занятия;
  • проведение терапии с дельфинами, лошадьми или другими животными;
  • психологические консультации.

Медикаментозное лечение требуется лишь в случаях нервных тиков, для снижения мышечного тонуса и других физических проявлений аутизма.

В первую очередь родителям стоит определить, какая из проблем ребенка опаснее для него, и начать над ней работать. Нет речи? Попробуйте запустить ее всеми возможными способами. Ребенок не может общаться со сверстниками? Сосредоточьте усилия на этой ситуации. Малыш слишком нервный? Подберите специальные игрушки для аутиста, которые ему нравятся, чтобы снять напряжение.

С каждым годом появляется все больше методик для лечения. Например, широкую популярность обрел способ «Аутизм и музыка». Эта терапия очень эффективна для людей с расстройством аутистического спектра.

Многие родители стремятся опробовать их все, чтобы «ребенок стал нормальным». Тут следует быть внимательным. Да, вы можете подобрать для ребенка безглютеновую диету и попробовать методики для его адаптации в обществе. Однако будьте внимательны к различным препаратам и инъекциям, поскольку многие из них не более чем рекламный трюк. Обязательно консультируйтесь со специалистами.

Аутизм: свежие данные

С каждым годом данные об аутизме и количество работ ученых, связанных с этой проблемой, расширяются. А это значит, что и шансов на нормальную жизнь людям, страдающим от психологических нарушений, становится все больше.

Я стараюсь постоянно быть в курсе новостей об аутизме. Вот самые свежие из них:

  • Известно, что в США зарегистрированы данные о том, что каждый 40-й ребенок более аутизмом. В Казахстане же диагностировано всего больше двух тысяч заболевших, однако показатели с каждым годом растут.
  • В будущем заболевание можно будет определить по анализу слюны. Такой тест на аутизм активно разрабатывают американские ученые.
  • Чтобы помочь детям с аутизмом, был создан особый робот НАО. Он может копировать движения и голос ребенка.
  • Недавно ученые выяснили, что на развитие аутизма влияет плохая экология и аномальный рост нервных клеток

Авторитетное издание ВВС уже давно развеяло несколько мифов, связанных с аутизмом. Ученые доказали, что люди с аутизмом не лишены эмпатии — иногда они заботятся о чувствах других настолько, что сами страдают. Также автор статьи говорит о том, что не стоит заставлять аутистов «быть нормальными» — от этого они еще больше страдают. Стоит понять таких людей и принять их такими, какие они есть. Тогда они смогут нормально существовать в обществе.

Вы узнали всю информацию о диагнозе «аутизм». Конечно же, нельзя сказать, что болезнь приятна, однако в большинстве случаев безобидна. Помните, что качество жизни детей-аутистов полностью зависит от родителей. Более того, именно вы можете помочь ребенку стать счастливым в этом мире. Главное — не опускать руки и настроиться на успешный исход дела.

Как лечить аутизм у детей

Аутизм – серьезное заболевание, которое вызывает нарушение социальных навыков человека, а также негативно сказывается на речевой функции и психическом развитии, ухудшая работу головного мозга. Чаще всего болезнь диагностируется у малышей от 1 до 2 лет, при этом появиться она может не позднее достижения пятилетнего возраста. Родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой, волнует лишь то, можно ли вылечить аутизм.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ЦНС;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Для взрослых, чьи дети больны таким расстройством, Институт изучения аутизма создал бесплатное специальное руководство, которое помогает в лечении малыша.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью. После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело.

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным. Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма. Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, депрессивные состояния. Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного. Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Дополнительно врачи выписывают пробиотики, витаминные комплексы, полинасыщенные жирные кислоты, антибактериальные и противопаразитарные средства. Список групп препаратов может расширяться. Все зависит от особенностей течения болезни и состояния ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Необычные методы

Дополнить основное лечение можно и другими методами. Некоторые врачи относят их к экстремальным. Такие варианты терапии очень специфичны и могут оказывать крайне негативное влияние на здоровье. Однако лечебный эффект с их помощью достигается довольно легко. А родители, думающие, как лечить аутизм у их детей, все чаще обращают на них внимание.

Какие необычные методы существуют:

  1. Хелирование. Такой метод позволяет выводить из организма вредные тяжелые металлы, которые подпитывают аутизм и его проявления. Он показывает высокую эффективность, но способен вызывать опасные осложнения в виде лихорадки, скачков давления, гипокальциемии или сильной рвоты. Также хелирование приводит к снижению интеллектуальных способностей малыша, из-за чего официального одобрения такой метод не получил.
  2. Химическая кастрация. Введение в организм больного специальных веществ, снижающих либидо и сексуальную активность, позволяет снизить выраженность аутизма. Такой метод работает только в тех случаях, когда болезнь вызвана повышенным уровнем тестостерона, что встречается не так часто.
  3. Паразитические черви или горячие ванны. Эти способы терапии объединены, т.к. оба направлены на снижение активности иммунной системы. Они снижают ее активность, заставляя действовать против червей или имитированного воспаления, являющегося воздействием горячей воды. Метод работает только при аутизме, вызванном повышенной активностью иммунной системы.
  4. ГБО (Гипербарическая оксигенация). Кислородная терапия проводится в специализированных камерах, где давление воздуха повышает концентрацию кислорода в крови, что восстанавливает поврежденные участки мозга. С помощью такой процедуры аутист может стать более спокойным, его поведение и речь нормализуются.
  5. Переливание пуповинной крови. В такой крови содержатся стволовые клетки, которые способны избавить от симптомов аутизма и сделать поведение ребенка нормальным. Также после переливания у больных отмечается повышение обучаемости.

Применение таких способов лечения на практике не рекомендуется. Это связано с большим количеством возможных побочных эффектов, а также отсутствием научных доказательств эффективности любого из указанных методов.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами. Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии.

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов.

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Если пытаться излечивать аутизм народными средствами, то не стоит ими злоупотреблять, т.к. это окажет обратный эффект.

Домашняя коррекция

Терапия будет бесполезна, если не заниматься коррекцией аутизма в домашних условиях. Именно родители играют важнейшую роль в излечении своего ребенка. От них требуется повышенное внимание к аутисту и постоянная забота. Но более важным будет следование простым правилам, которые помогут добиться результата, а также поддержание особого диетического меню.

Правила включают следующие пункты:

  1. Научиться настраивать контакт с малышом путем многократных обращений к нему, при этом запрещено проявлять по отношению к нему негатив или кричать.
  2. Уделять ребенку много внимания, часто брать его на руки, играть с ним, общаться, хвалить или ласкать.
  3. Проводить с больным много времени, стараться общаться настолько много, насколько это возможно.
  4. Помогать ребенку развивать привычки, связанные с повседневными навыками. Поддерживать повторение этих действий даже после их изучения.
  5. Сделать специальные карточки, которые малыш сможет использовать для общения с окружающими.
  6. Составить четкий распорядок дня, где будет указано, что и когда делает ребенок. Нарушать план нельзя.
  7. Избегать резких перемен, стараться не менять внезапно обстановку или привычки ребенка.
  8. Позволять ребенку отдыхать столько времени, сколько ему требуется. Нельзя заставлять его заниматься через силу.
  9. Обеспечить малышу возможность проявлять физическую активность, заниматься вместе с ним простым домашним спортом.
  10. Отказаться от давления на ребенка, не торопить его и не позволять себе прерывать какие-либо его действия.

Правила следует дополнить особым диетическим рационом. Это позволит подавить многие симптомы аутизма, т.к. часть из них связана с питанием и наличием некоторых веществ в организме ребенка. Как построить меню:

  1. Постараться сделать так, чтобы ребенок пил больше чистой воды.
  2. Наполнить меню белковой пищей с клетчаткой, снизив количество углеводов.
  3. Минимизировать присутствие в еде сахара.
  4. Отказаться от молока, пшеницы, ячменя, а также дрожжевой пищи.
  5. Исключить из рациона еду с консервантами или красителями.

Выполнение таких простых рекомендаций может привести к хорошему результату. Поэтому следует уделить им особое внимание.

Сложно ли лечиться

При правильных назначениях врача лечение аутизма у детей приводит к практически полному устранению симптомов болезни. Поэтому стоит приложить все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Для этого достаточно следовать рекомендациям врача и придерживаться правил по домашней коррекции состояния. Положительный эффект не заставит себя ждать.

Дети дождя – как лечить аутизм у детей

Родители любят наблюдать, как развивается их малыш. С нетерпением ждут первой улыбки, смеха, первых шагов.

Также интересна реакция крохи на происходящее вокруг. Однако не все дети развиваются одинаково.

Ребенка-аутиста несложно выделить в толпе: он отличается необычным поведением, мало взаимодействует с другими детьми, испытывает трудности в общении.

Частотность аутизма

Аутизм – болезнь, которая связана с нарушением социальной адаптации человека, психического развития, речевой функции.

Ранняя диагностика и лечение может свести на нет это заболевание.

Главное направление помощи – обучение и социализация.

В российской медицине не хватает практики распознавания заболевания на раннем этапе, однако родители ребенка-аутиста могут бить тревогу раньше и обращаться к врачу.

Середина прошлого века не могла «похвастаться» таким заболеванием, но сейчас “детей дождя” становится все больше. Согласно статистике в США, в 1970-х один аутист был на 10 тысяч детей, в 2000-х годах – один на 250 детей, сейчас один на 88 детей (у мальчиков это заболевание встречается в 5 раз чаще).

В РФ не дают точной статистики по количеству детей-аутистов, так как не ведут такого подсчета. Приблизительно «детей дождя» (так называют этих ребят) в стране десятки тысяч, так что от Америки мы мало чем отличаемся.

Случаи аутизма увеличиваются, но никак не объясняются. Ученые сходятся во мнении, что возникновение аутизма провоцирует ряд факторов, а не какой-то один.

Возможные стимулы для возникновения аутизма:

  • бесконтрольный прием антибиотиков;
  • отравление ртутью (к примеру, при вакцинации);
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • органические поражения ЦНС;
  • генные модификации;
  • сбои в гормональном фоне, нарушение метаболизма;
  • воздействие химических веществ на организм матери во время беременности.

До конца заболевание не исследовано, соответственно, причины достаточно косвенны. Однако наследственная предрасположенность или серьезное воздействие на организм могут вызвать аутизм.

Признаки и симптомы

Аутизм – заболевание загадочное, так как каждый пациент имеет свои симптомы.

Но все же общие черты, имеющиеся у всех «детей дождя», позволяют обобщить их в одну группу.

Картина меняется с возрастом, поэтому выделяют четыре основные группы:

  1. Ранний аутизм – дети до 2 лет;
  2. Детский аутизм – дети от 2 до 11 лет;
  3. Подростковый аутизм – от 11 до 18 лет;
  4. Взрослый аутизм.

У детей старше двух лет можно заметить характерные черты для раннего аутизма: нет контакта глаза в глаза, играет в одиночестве, не отзывается на имя. Также могут быть следующие признаки:

  • У ребенка нет желания контактировать с другими детьми.
  • Ему интересен только один вид деятельности (математика, музыка).
  • При смене обстановки у ребенка начинается паника.
  • Навыки чтения и письма в школе приобретаются очень сложно.

У детей старше 11 лет есть навыки общения с людьми, но предпочтительнее для них одиночество. В период полового созревания наблюдается агрессия или депрессия.

Лечение является долгим и сложным процессом.

Родители должны быть готовы к тому, что результат может быть минимальным.

Важно понимать, что лечение во многом зависит от конкретных симптомов, а у всех детей они разные.

Применять лекарства в данном случае не совсем эффективно, но они могут облегчить некоторые симптомы. Основные способы – адаптационные и психиатрические.

Методы лечения:

  1. Прикладной анализ поведения. Метод довольно старый, полно исследованный, разработанный для этой болезни. Принцип: обучение конкретным навыкам.
  2. Логопедия и речевая терапия. У большинства больных аутизмом проблемы с речью и движением языка: дети не говорят или не пользуются речью. Лечение направлено на разработку этих навыков.
  3. Трудотерапия. В этом случае акцент делается на формирование бытовых умений. При практически неразвитой мелкой моторике детям с аутизмом это будет очень полезно.
  4. Физиотерапия. У аутичных детей задерживаются навыки большой моторики, часто они гипотоничны (имеют низкий мышечный тонус). С помощью этого способа можно сформировать выносливость, координацию, спортивные навыки.
  5. Терапия социальных навыков. Главная проблема у таких детей – отсутствие социальной адаптации и коммуникации. Эти навыки нужно формировать.
  6. Поведенческая терапия. «Дети дождя» не всегда могут сказать о том, чего хотят, страдают гиперчувствительностью к свету, звукам, прикосновениям. Терапевты учат родителей понимать, что скрывается за таким поведением, как скорректировать его.
  7. Развивающая терапия. Целью такого метода является повышение социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
  8. Визуальная терапия. Дети-аутисты мыслят визуально, поэтому электронные системы коммуникации дают хороший эффект.
  9. Биомедицинские методы лечения. Используются медицинские препараты, специальные диеты, добавки, гомеопатия и альтернативные способы коррекции состояния.

Гомеопатические препараты при лечении аутизма не получили одобрения ни от одной ассоциации специалистов, однако в некоторых случаях они дают положительный эффект.

Правила при лечении ребенка

Залогом успешной коррекции состояния являются определенные правила для родителей, которые нужно соблюдать:

  • Лечить больного аутизмом нужно не только в больнице, но и дома, в саду, на улице. Родители должны водить ребенка к психологу, посещать его сами.
  • К подбору психиатра нужно подойти тщательно: выбрать хорошего специалиста. Менять врача часто не следует, так как это может отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.
  • Главный принцип – повторение. Чтобы аутист чему-то научился, нужно изо дня в день все повторять.
  • Родителям нужен отдых от лечения ребенка, так как это тяжело в эмоциональном плане. Да и отдохнув, можно заметить новые улучшения, которые при каждодневном общении были не видны.
  • Обязателен строгий режим дня.
  • Родителям желательно найти компанию среди таких же родителей детей-аутистов. Созданы группы, в которых взрослые делятся своим опытом.
  • Взрослые должны уметь привлечь внимание: обращаться по имени, не повышать голос.
  • Запрещено менять обстановку, привычную для ребенка.

Таким образом, лечение аутизма является очень трудоемким процессом. Своевременное выявление заболевания, комплексная терапия помогают облегчить состояние, а в некоторых случаях от него избавиться.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Как выглядит классический аутизм у ребёнка

На форуме Инвамама появилось сообщение от мамы, которая столкнулась с аутичными проявлениями у своего ребёнка. Такая ситуация не редкость. Очень часто мамы столкнувшись с непонятным поведением своего ребёнка, пытаются выяснить причины и найти отличия аутичного поведения от нормального. Ниже я приведу полную цитату этого сообщения, чтобы проиллюстрировать, как выглядит аутичное поведение в реальных условиях.

Сыну 4 года, странным был всегда, но раньше всё это списывалось на возраст, характер, воспитание и т. д. и ждалось, что сын «перерастёт».

Краткий анамнез таков:

С рождения беспокойный, кричал по 5-8 часов, не лежал сам, постоянно на руках и столбиком. В младенчестве спал от силы 10 часов в сутки, сон чуткий, прерывистый, проблемы с засыпанием. Физически развивался по возрасту. В год говорил 6 упрощённых слов (которые означали: мама, кошка, лампа, баба, игра в прятки). Особый интерес проявлял к вентиляторам. В 2 года говорил около 200 упрощённых слов и два предложения: «Фонтан включен» и «Пойти налить молока». Умел считать до 3-х, знал 9 букв, называл и показывал 10 цветов. Интересовался техникой, транспортом, фонтанами, выстраиванием предметов в ряд. Боялся развлекательных комплексов, общественных заведений и учреждений, сторонился детей, был крайне консервативен и осторожен, отказывался пробовать новую пищу. Пошёл в сад, орал диким ором, отказывался заходить в группу, садится рядом с детьми, адаптация заняла 9 месяцев. В 3 года говорил длинными заковыристыми предложениями, много рассуждал, считал до 100, складывал и вычитал в пределах 4-х. Начал интересоваться поездами, железными дорогами. Различал на слух мелодии Баха, Моцарта, Вивальди. Был неуступчив, упрям, капризен, своеволен, вспыльчив.

Сейчас ребёнку 4 года. Он перестал бояться общественных мест и людей, но начал вести себя там неадекватно: гримасничает, подскакивает, ползает, рассказывает громко шокирующие вещи, на просьбы вести себя приличнее не реагирует. При этом, если к нему лично обращаются чужие люди, он замыкается, отворачивается, опускает голову и вообще превращается спящим. На вопрос «как тебя зовут?» отвечает что угодно кроме реального имени, может сказать, что его зовут каким-нибудь «волком» или «совой» или вообще молчит. Говорит предложениями со сложными оборотами, говорит много и долго (тараторит), голос громкий, приходится всё время одёргивать. Укрепился специальный интерес — поезда. Игры в железную дорогу, игрушки в поезда, вопросы про поезда, мультфильмы про поезда и даже если гулять, то на вокзал. Может рассказать устройство паровоза и т. п. Обычные советские мультики не смотрит, не любит их. Смотрит одни и те же мультфильмы, про поезда, цифры и геометрические фигуры. Прочими игрушками интересуется мало, может что-то взять, но интереса хватает буквально на пару минут, а вот поездами поглощён полностью. Книжку любит чтобы читали только одну, просит из неё одни и те же рассказы. Присутствует стереотипное поведение, негативизм к переменам:

  1. Когда идём на вокзал смотреть поезда, нужно зайти в один и тот же магазин, купить там определённую еду, потом пойти на вокзал одной и той же дорогой. Если зашли ни в тот магазин или купили не ту еду — истерика обеспечена.
  2. Мороженое признаёт только в вафельном стаканчике, то же самое мороженое переложенное, например, в чашку, мороженным уже не считается. И в целом в еде консервативен и избирателен, не любит пробовать новое.
  3. Задаёт каждый день одни и те же вопросы и ждёт на них стандартные ответы, если ответить иначе — психует. Перед сном всегда задаст вопросы: «Какие бывают пассажирские поезда?», «Что перевозят в грузовых поездах?». В течении дня тоже задаёт вопросы, ответы на которые знает.
  4. Повторяет одну и туже фразу много раз, например, его вопрос может звучать так: «А что если бы у поезда были толстые колёса? Толстые колёса. Были бы толстые колёса. У поезда толстые колёса. А что если бы были толстые колёса…?» И если его не остановить, он может и 20 раз это повторить.
  5. Когда я без его ведома сделала перестановку, он, придя из сада, был в бешенстве. Всё крушил, психовал, требовал вернуть обратно, а потом и вовсе сам стал тягать стулья и столы. В итоге он потом согласился всё-таки переставить вещи, но со своим личным участием. Похожая ситуация и с одеждой, и со всем остальным: новое вызывает протест, но позже он может согласится.
  6. Играет в одни и те же игры с одним и тем же сюжетом. Пытается играть с детьми, но если те отказываются следовать его сюжету, мой впадает в ступор.

Испытывает неадекватные реакции на других людей:

  1. Если другой ребёнок в детском саду подходит и здоровается с ним, мой вместо того, чтобы ему ответить «привет» или «пойдём играть», начинает отводить глаза, заламывать себе руки и совершать какой-то странный жест большим пальцем руки.
  2. Если к нему подходит совершенно незнакомый ребёнок, сын претворяется спящим.
  3. Когда приходит с работы папа или приезжают в гости любимые баба с дедом, сын не спешит к ним на встречу, не проявляет никаких эмоций, он демонстративно продолжает сидеть и заниматься своим делом, даже не подняв головы. Когда я в детский сад пришла за ним с дедушкой, малой прошёл мимо него словно мимо стены.
  4. В поликлинике или магазине, где много людей, начинает, что называется «ездить пузом».

Необычное мышление, прямолинейность, память:

  1. Однажды мы гуляли в парке в лесополосе и нашли там 10 копеек, теперь он считает, что каждый раз, гуляя в парке, мы должны найти 10 копеек. Постоянно требует идти по той дороге и приходит в недоумение, не находя там ничего.
  2. Очень хорошая память на события, помнит даже то, что уже я успела забыть, причём помнит в деталях.
  3. Может довольно грубо ответить на вопрос воспитателей или прокомментировать их действия, а так же события. Не понимает нормы, что можно говорить, а что не желательно.
  4. Не разрешает мне кататься на папином велосипеде, потому что он папин, впадает в истерику.

Не любит:

  1. Не любит праздники типа «День города», аттракционы и вообще всё, где шумно и людно, особенно если громко играет музыка или говорят в микрофон. Начинает закрывать уши, говорить, что «у меня от громкоты голова болит» и требовать уйти.
  2. Не любит перемены в жизни (переход в среднюю группу для него стресс)
  3. Не любит, когда меняются планы. Если ему утром сказать, что мы сейчас идём в магазин, а через час сказать, что не пойдём из-за дождя — истерика обеспечена. На выходных он всегда спрашивает какие у нас сегодня дела, чуть ли не список этих дел.

Кстати, очень любит дождь и воду вообще, мокнуть под дождём или ковыряться в луже — блаженство. Под дождём начинает совершать какие-то телодвижения типа танца.

Вот так выглядит высоко функциональный аутизм.