Эмпирическая психология

Эмпирическая психология

Эмпирическая психология (англ. empirical psychology) – термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся «бессмертной» душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.
В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В Средние века важность эмпирико-психологического подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого «О душе и жизни» (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний – выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления – материалистическое и идеалистическое.
Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.
Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

Особенности и задачи эмпирической психологии

В психологии отдельные виды науки изучают психические явления с помощью разного инструментария. Эмпирическая психология противопоставляется рациональному подходу, опираясь не на объективные (подтвержденные) данные, а на концепцию психики как результата личного опыта. Эта отрасль основывается на субъективных данных, которые с точки зрения официальной науки являются недоказуемыми и в любой момент могут быть оспорены.

Роль в системе наук

Определение «эмпирический» впервые использовал немецкий философ Х. Вольф. Эта отрасль, объединяя несколько структурных течений, изучает психические явления: комплексно и по отдельности. Она рассматривает:

  • эмоции;
  • ощущения;
  • чувства;
  • переживания;
  • впечатления.

В официальной системе наук, это направление признается не всеми исследователями. Сторонники рационального подхода считают, что метод, результаты которого нельзя проверить, не могут считаться валидными.

Недостаток субъективного подхода — сомнительный способ структурирования данных исследований: глубина и сила субъективных ощущений одного человека значительно отличается от другого.

Задачи и объекты изучения отрасли

Главной задачей отрасли считали наблюдение за психическими процессами и внешними факторами. Их надлежало классифицировать и проверить степень влияния опытным путем. Цель исследований — выявить связь между отдельными факторами и реакцией психики на них. Анализ результатов экспериментов затруднялся тем, что не существовало единой системы оценки, поэтому приверженцы отдельных разделов трактовали их по-разному.

Формирование исследовательской базы

Автор дуалистического направления, на котором основана эмпирический подход — философ Декарт. Психологи, придерживающиеся взглядов дуализма, разделяли психическую и физическую составляющую индивида. При этом психическое познание основывается на личном опыте. Внутренний опыт (сенсуализм) — основа самопознания.

Вначале наука развивалась в двух формах: материалистической и идеалистической. В 19 веке метод наблюдения стал основным способом исследования психических явлений. Постепенно он преобразовался в новый вид экспериментальных исследований — проведение экспериментов с внутренними ощущениями.

Понимание опыта в эмпирическом подходе разделило сторонников идеализма и материализма. Первые определяли его как субъективный феномен, вторые — опираются на реальные формы поведения, которые можно изучать объективными методами.

Отрасли науки

Развитие отрасли происходило параллельно в нескольких видах, отличавшихся, но не противоречащих друг другу. К этим направлениям относятся:

  1. Ассоциативное — раздел, рассматривающий психику как совокупность духовных явлений. Сложный психический процесс состоит из элементов, которые можно отделить: ощущения и представления и ассоциации. Личность представляет собой комплекс, соединяющий духовное и телесное, основанный на индивидуальных ассоциациях.
  2. Волюнтаристское — отрасль, рассматривающая волю как результат энергетического импульса, объединенного в комплексы эмоциональных переживаний.
  3. Функциональное — раздел, изучающее мышление. Исследователи анализировали функции сознания, их участие в мыслительном акте. Мышление рассматривалось как автономный процесс, не зависящий от окружающей действительности.
  4. Гештальт-психология — отрасль, основанная на идее о целостности психических процессов. Она сложная и многогранная, но изъять из нее отдельный элемент нельзя.
  5. Структурное — раздел, рассматривающий психические структуры через идеалистические представления. Идеалисты, придерживающиеся структурного состава психики, обуславливали поведенческие особенности не влиянием внешней среды, а внутренними процессами.

В современной эмпирике это направление занимает особую нишу из-за своей дуалистической природы.

Опытный подход к описанию природы психики накопил достаточную базу результатов исследований, но научного объяснения им дать не может.

Их применение в практике не запрещено, но исследователи могут отказать учитывать результаты подобных экспериментов.

Какой вклад в развитие науки внес Джон Локк?

Появление опытного направления было невозможно без влияния Дж. Локка, английского философа и исследователя. По представлениям Локка, знания — результат личного опыта. Познавать окружающий мир человек способен только через органы чувств. Но течение внутренних процессов таким образом познать нельзя. Внутренний опыт помогает отследить отдельные процессы, поэтому изучить их комплексно, познать «душу», невозможно.

Подобные выводы Локк построил на основе эмпирических методов психологического исследования: эксперимент и наблюдение. Для создания направления он преобразовал их, превратив в самонаблюдение и субъективный эксперимент, направленный на внутренние явления. Сознание для эмпирического подхода — автономный внутренний мир. Он замкнут и подчиняется собственными законами, не контактирует с внешним миром.

Такое понимание способа изучения Локк обосновал дуалистическим подходом. Разделение духовного и материального позволяет рассматривать человека отдельно от остального мира. Психические явления доступны только людям, и философская основа учения дуалистов базируется на этом, выделяя их в отдельную категорию, не зависящую от окружающего мира.

Эмпиризм

Эмпиризм — это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно которому все знание возникает в результате чувственного восприятия и опирается на него. Эмпиризм можно противопоставить двум другим часто, хотя и не обязательно, связываемым между собой доктринам:

  • нативизм, утверждающий, что некоторое знание дано нам от рождения;
  • рационализм, утверждающий, что именно разум, а не чувственный опыт, дает нам самые верные основы знания.

Эти споры уходят корнями в V в. до н. э. Эмпиризм возник как реакция на рационализм, зарождение которого связано с именем Парменида, а дальнейшее развитие — с именем Платона. Сторонники рационализма проводили резкую границу между мнением, или ошибочным представлением, и знанием, или внешней (объективной) и доказуемой истиной. Они считали, что чувственный опыт дает людям только мнение об изменяющемся мире призраков (видимости или кажимости), а поскольку призраки могут вводить в заблуждение, нельзя полагаться на чувственное восприятие. Таким образом, рационалисты призывали совершенно не доверять чувствам и искать знания посредством разума. Мнение может быть верным, а может и не быть таковым, это зависит от случайного совпадения мнения и наблюдения; в отличие от мнения, знание должно быть доказуемо и объективно истинным, и только логика — разум — может обеспечить доказательство и дать уверенность. Рационалисты, как правило, считали также, что знания преимущественно даются людям от рождения, научение же представляет собой «извлечение на поверхность» того, что до поры до времени неявно присутствует в душе или в мозге.

С именем Эмпедокла связано возникновение другой философии эмпиризма, выразившего недоверие основной идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники эмпиризма в его крайнем проявлении утверждают, что наблюдение является единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает опыт, долг эмпирика — доказать, что перцепция на самом деле являлась источником верного знания: чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный Эмпедоклу, должен объяснить нам, как «работает» восприятие, — а это, бесспорно, — сфера интересов психологии. Теории восприятия принадлежат к наиболее древним психологическим теориям, созданным для решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов как апелляциям к миру непостижимого.

Современная философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя современного рационализма, и Джона Локка, наиболее яркого представителя современного эмпиризма. Эмпиризм представлен двумя школами — умеренной и радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей является перцепция, однако допускает, что «аппарат разума», т. е. такие его функции как память, воображение и язык — даны человеку от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не ограничиваются этим и утверждают, что результатом научения является не только то, над чем человек думает, но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы.

Своеобразным синтезом идей рационализма и эмпиризма является философия Иммануила Канта, считавшего, что наука — высшая форма человеческого познания — начинается с опыта и с систематизации его результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам человеческого разума человеческого опыт неизбежно «принимает определенную форму», которая и становится источником упорядоченного явления, изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем разуму от рождения, а потому предшествующему опыту.

В наше время споры между эмпиризмом и рационализмом фактически прекратились, уступив место более знакомой психологам дискуссии между нативизмом и эмпиризмом, или полемике о роли природы и воспитания в развитии. Хоть эмпиризм и является доминирующим философским учением, однако есть и исключения из этого общего правила. Например, Н. Хомский в своей работе «Картезианская лингвистика», бросая вызов эмпиризму бихевиористов, утверждает, что большую часть синтаксиса человек получает при рождении. Он основывает лингвистику на интуициях, а не на поведении, и рассматривает язык как логическую систему, практически не изменяющуюся под воздействием внешних стимулов.