Реабилитолог это врач

Врач-реабилитолог

Что это за профессия, какое образование требуется и где нужно учиться, а также уровень заработной платы и перспективы.

Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 54% Оплачиваемость 62% Конкуренция 58% Входной барьер 71% Перспективы 64%

Задача реабилитолога – оказание помощи в восстановлении функций организма, полностью или частично утраченных в результате неблагоприятного процесса разрушительной силы, в частности, заболевания или травмы. Это медицинская профессия, требующая обязательного многопланового обучения. Выполнять обязанности в сфере реабилитологии могут специалисты со средним и высшим профильным образованием.

История

Понятие «реабилитация» используется в медицине в случаях, когда речь идет о восстановлении здоровья, нарушенного в результате врожденного дефекта, приобретенной болезни или травмы. Оно известно еще с древних времен. Греческие и римские врачи широко применяли физические упражнения и трудовую терапию в комплексе лечебных мероприятий.

Реабилитация может проводиться для восстановления разных функций:

  • физических (бытовые навыки, трудоспособность);
  • психологических (эмоциональное равновесие);
  • социальных (возможность занять определенное место в обществе).

В Средневековье изучению процессов реабилитации уделялось мало внимания. Если человек, например солдат, получал увечья, он отправлялся на пенсию в статусе инвалида и нередко вынужден был выполнять простую и низкооплачиваемую работу, поскольку к прежней должности вернуться не мог.

В России становление реабилитологии как науки началось с XIX века. В это время вошло в обиход понятие «частичная трудоспособность»; рабочие, получившие травму по вине нанимателя, например из-за плохих производственных условий, могли требовать компенсации через суд, а врачи активно изучали новые методы улучшения физического здоровья у получивших увечья больных.

С 1933 года реабилитология в России стала самостоятельным направлением медицины. Появились ВТЭК (врачебно-трудовые экспертные комиссии), в течение нескольких десятков лет сформировалась сеть профильных центров с базой, состоящей из стационаров, поликлиник и санаториев.

В это же время появилась и новая профессия – врач лечебной физкультуры (ЛФК). Сегодня эти специалисты могут работать в сфере физической и реабилитационной медицины, занимаясь, в том числе, ведением пациентов со спортивными травмами.

Описание и характеристика профессии

Реабилитолог – это специалист с высшим медицинским образованием, врач, занимающийся курацией (ведением) больных с нарушениями трудоспособности, физической активности. Он разрабатывает план лечебных мероприятий и сотрудничает:

  1. С лечащими врачами, направившими больного.
  2. С диагностами, помогающими провести комплексное обследование (лабораторные, инструментальные методы).
  3. Со средним медицинским персоналом.
  4. Со специалистами по массажу.
  5. Со спортивными тренерами, имеющими подготовку в качестве инструкторов по лечебной физкультуре.

Таким образом, только врач может быть реабилитологом. Иногда так называют себя немедицинские специалисты, к примеру массажисты, но законное право работать в больницах и поликлиниках, санаториях и восстановительных центрах в этой должности имеют лишь врачи, причем прошедшие профильное обучение.

Есть также профессия медицинской сестры отделения реабилитации. Она принимает непосредственное участие в процессе осуществления мероприятий комплексного плана терапии, наблюдает за больными и контролирует адекватность и переносимость ими нагрузки при использовании различных восстановительных методов. Работает под руководством врача, может сотрудничать с массажистами, спортивными инструкторами.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Чтобы стать реабилитологом, необходимо:

  1. Поступить в медицинский ВУЗ.
  2. Пройти обучение на факультете «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  3. Освоить учебную программу ординатуры «Физическая и реабилитационная медицина».

Все медицинские вузы России проводят набор на факультеты лечебного дела и педиатрии, но программы для специалистов восстановительной медицины разработаны не везде. Профессию реабилитолога можно получить, например в таких столичных и региональных вузах:

Для поступления в мединститут на ЕГЭ сдавать химию, биологию, русский язык.

Практикующие врачи могут пройти профессиональную переподготовку в течение нескольких месяцев. Курсы реабилитологов проводят профильные кафедры медицинских вузов на факультетах последипломного образования.

Обязанности

Врач, который занимается реабилитацией, должен:

  1. Оценить состояние больного и его перспективы на полное или частичное восстановление утраченных функций организма.
  2. Взаимодействуя с лечащим врачом, провести полное обоснованное обследование.
  3. Разработать индивидуальный план реабилитации (лечебная физкультура, рефлексо-, физио- и трудотерапия).
  4. Уметь использовать оборудование для восстановительных процедур (ванны, гимнастические комплекты, различные аппараты).
  5. Направить пациента со стойкими нарушениями на медико-социальную экспертизу.
  6. Вести профильную документацию.

Также в задачи реабилитолога входят контроль эффективности применяющихся методов и при необходимости коррекция схемы назначений. Если больному нужна помощь специалиста в области психотерапии, врач обеспечивает его консультации.

В сферу компетенции реабилитолога входит также:

  • выбор двигательного режима;
  • использование изделий медицинского назначения (например, тренажеров) по показаниям;
  • консультирование родственников или опекунов больного по вопросам ухода за ним и содействия в реабилитации.

При необходимости врач оказывает неотложную медицинскую помощь.

Кому подходит профессия

Становиться реабилитологом стоит тем, кто:

  1. Легко налаживает контакт с людьми.
  2. Обладает стрессоустойчивостью и эмоционально стабилен.
  3. Готов работать с пожилыми пациентами.
  4. Умеет убеждать и вселять доверие, надежду.
  5. Готов постоянно совершенствоваться в профессии.

Нужно быть готовым к тому, что реабилитологи часто сталкиваются с больными, прогноз которых нельзя назвать утешительным. Их пациентами могут быть люди, не имеющие шансов на полное восстановление важных функций организма, психологически напряженные и тревожные. Они не всегда готовы к длительной, порой болезненной терапии, им требуется мотивация и поддержка – поэтому специалист должен быть терпеливым, сдержанным и спокойным.

Реабилитолог должен в совершенстве знать анатомию и физиологию, ориентироваться во всех направлениях медицины и классификации заболеваний.

Без этого он не сможет качественно оказывать медицинскую помощь и профессионально развиваться. Также необходимо помнить об индивидуальном подходе к каждому пациенту, тщательному анализу его случая. Задача реабилитолога – достичь наиболее удовлетворительных результатов, максимально повысить качество жизни больного. Это требует профессионализма, интереса к поставленным целям, вдумчивости и поддержания контакта с врачом, направляющим человека на восстановительный курс.

Заработная плата

Средняя цифра для врача-реабилитолога колеблется в пределах от 15 до 70 тысяч рублей. Уровень заработка зависит от нескольких факторов:

  • места трудоустройства;
  • графика и нагрузки;
  • спектра обязанностей;
  • владения техниками массажа;
  • наличия сертификата по специальности «физиотерапия», «неврология».

Средняя заработная плата реабилитолога составляет 37 700 рублей в месяц.

В частных центрах оплата труда обычно выше, неплохие вакансии можно найти и в государственных учреждениях, но, как правило, только в крупных городах. Разумеется, более высоким заработок будет у тех врачей, которые совмещают деятельность реабилитолога с консультациями по смежной специальности, прежде всего, по неврологии.

Как строить карьеру

Реабилитолог может стать:

  1. Заведующим отделением.
  2. Преподавателем кафедры.
  3. Научным сотрудником (при поступлении в аспирантуру).

Есть также врачи, выбравшие путь индивидуальных предпринимателей. Они оказывают медицинские услуги в качестве частного лица, могут открывать кабинеты в клиниках или практиковать как массажисты.

Обязательное условие для реабилитолога – непрерывное повышение квалификации в виде:

  • посещения курсов;
  • прослушивания лекций;
  • использования информационных пособий – учебников, профильных медицинских журналов.

Врачи могут при желании менять специализацию или сужать спектр деятельности для более глубокого изучения профиля работы – например, заниматься только вопросами спортивной медицины или кардиологии.

Перспективы профессии

Получив специальность реабилитолога, врач может работать в таких учреждениях как:

  1. Больница.
  2. Поликлиника.
  3. Санаторий.
  4. Реабилитационный центр.
  5. Спортивный клуб.
  6. Пансионат для престарелых.
  7. Военный госпиталь (в том числе для ветеранов).

Реабилитолог осуществляет консультативно-лечебную деятельность, работает с пациентами разных возрастных категорий, в том числе с детьми и пожилыми людьми, а также больными, имеющими врожденные патологии. Он может самостоятельно заниматься массажем, физиотерапией, вести занятия по лечебной физкультуре.

Врачи-реабилитологи востребованы и в России, и за рубежом, поэтому специальность считается достаточно перспективной. Кроме того, она интересная, многоплановая, предполагающая постоянное профессиональное развитие.

Детская реабилитология (учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей). 3-е изд., перераб. и доп. Лильин Е.Т., Доскин В.А. 9785423500184

Доскин В.А., Макарова З.С
Название: Дифференциальная диагностика детских болезней.
ISBN: 589481863X ISBN-13(EAN): 9785894818634
Издательство: МИА

Цена: 1075.00 р.
Наличие на складе: Есть (2 шт.)
Описание: Дифференциальная диагностика, которой посвящена книга, — это важнейший этап распознавания болезни. Она, как известно, основывается на идентификации различий между проявлениями заболеваний ребенка и абстрактной картины каждого из заболеваний, при котором возможны те же или похожие симптомы. Книга была задумана более 20 лет назад, и понадобилась большая и кропотливая работа для завершения издания. Авторы намеренно сделали акцент лишь на отечественной литературе и адаптированных переводных изданиях, поскольку в зарубежной практике обычно используется другой диагностический арсенал, другие критерии и принципы диагностики. Данное издание носит характер справочника, в котором авторы представили оригинальную классификацию диагностических таблиц. В связи с тем что в настоящее время под наблюдением педиатра находятся дети от рождения до 18 лет, в справочник внесены сведения о дифференциальной диагностике некоторых заболеваний, характерных для взрослых, но встречающихся и в подростковом возрасте. Для педиатров и других детских врачей.

Врач-реабилитолог занимается восстановительным лечением пациентов, которые утратили возможность выполнять те или иные функции в результате травм, перенесенных заболеваний или операций. К врачу реабилитологу обращаются также пациенты для составления лечебно-профилактических программ при болях в спине, проблемах с повышенным весом и др. Главная задача специалиста – помочь человеку максимально полно восстановиться и вернуться к полноценной жизни. Если вам или вашим близким необходима помощь реабилитолога, обращайтесь в «СМ-Клиника». У нас работает профессиональная команда врачей, специалистов, инструкторов, которая сделает все возможное для восстановления здоровья пациентов.

Когда необходима помощь реабилитолога

Любые серьезные заболевания, травмы или операции не проходят бесследно для здоровья. В ряде случаев без специальных реабилитационных мероприятий восстановление здоровья может занять длительное время и не всегда привести к желаемому результату. Чтобы восстановление прошло максимально успешно, необходима комплексная помощь врачей. Команда специалистов «СМ-Клиника» поможет вам восстановиться:

  • после перенесенного инфаркта,
  • после перенесенного инсульта,
  • после травмы или операции на связках, суставах, костных тканях,
  • при заболеваниях нервной системы,
  • при дерматологических проблемах,
  • при заболеваниях дыхательных путей,
  • при ограниченных физических возможностях,
  • при ожирении.

Восстановительное лечение

Комплексные программы медицинской реабилитации помогают вернуть пациентам утраченные функции. Врачи восстановительной медицины «СМ-Клиника» разрабатывают индивидуальный курс лечения для каждого пациента. В зависимости от перенесенного заболевания мы предлагаем следующие программы реабилитации.
Ортопедическая реабилитация. Проводится после травм, повлекших нарушение двигательных функций (переломы конечностей, позвоночника, вывихи суставов, разрывы связок и т.д.), операций на органах опорно-двигательного аппарата, при заболеваниях костно-мышечной системы. В этом случае главная задача реабилитации – вернуть подвижность суставов, укрепить мышцы, восстановить правильный стереотип движений. Опыт наших специалистов позволяет разрабатывать курсы восстановительного лечения для разных категорий пациентов:

  • перенесших эндопротезирование коленных или тазобедренных суставов, операции на связках, переломы или растяжения конечностей;
  • страдающих тугоподвижностью суставов, артрозами, артритами;
  • страдающих атрофией мышц после длительного соблюдения постельного режима.

Неврологическая и нейрохирургическая реабилитация. Требуется пациентам, перенесшим заболевания центральной нервной системы, операции на головном или спинном мозге. Так, в реабилитации нуждаются:

  • люди после инсульта, паралича или пареза;
  • пациенты, получившие черепно-мозговую травму;
  • пациенты, прооперированные по поводу удаления опухолей головного мозга;
  • люди, получившие травмы головного или спинного мозга.

Чем быстрее будет начато восстановительное лечение, тем больше шансов вернуть пациента к полноценной жизни и работе. Работа специалистов «СМ-Клиника» направлена на восстановление подвижности, координации, при необходимости навыков самообслуживания и речи. Для реабилитации неврологических больных применяются эффективные приемы физиотерапии, рефлексотерапии, различные виды массажа, проводятся занятия с логопедом-афазиологом и психологом.
Кардиологическая реабилитация. Проводится пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями или перенесшим оперативные вмешательства на сердце и сосудах. В «СМ-Клиника» разработаны следующие программы реабилитации:

  • после инфаркта миокарда;
  • при острой сердечной недостаточности;
  • при ишемической болезни сердца;
  • при некоторых врожденных пороках сердца;
  • после кардиоопераций: аорто-коронарного шунтирования, стентирования, ангиопластики, пересадки сердца и т.д.

Основные задачи кардиологической реабилитации – восстановить здоровье пациента, вернуть ему физическую активность, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и снизить вероятность повторных сердечных приступов и рецидивов заболеваний. Для достижения максимальных результатов наши специалисты включают в курс лечения физиопроцедуры, массаж, ЛФК, составляют программу питания, дают рекомендации по соблюдению двигательной активности и диеты.
Реабилитация после заболеваний дыхательных путей. Это важный этап в лечении пациентов, перенесших пневмонию или бронхит. Как правило, полное выздоровление наступает не после нормализации температуры и при отсутствии кашля, а спустя несколько недель и даже месяцев. В ходе реабилитации важно убрать все остаточные явления, восстановить дыхательные функции, укрепить мышцы. В зависимости от диагноза и состояния пациента реабилитологи «СМ-Клиника» разработают курс лечения, включающий физиопроцедуры, массаж, лечебную физкультуру.
Послеоперационная реабилитация. Необходима после любой, даже самой простой операции. Период реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких недель. В зависимости от типа хирургического вмешательства и состояния пациента врач-реабилитолог «СМ-Клиника» составляет индивидуальные рекомендации: по режиму физических нагрузок, ношению компрессионного белья, питанию и т.д. Главные цели восстановления после пластических операций – быстрое рассасывание рубцов, снятие отеков, заживление тканей. Хорошие результаты при постоперационной реабилитации дает применение различных физиотерапевтических процедур.

Специалисты, занимающиеся восстановительным лечением и реабилитацией

Современная медицинская реабилитация – это не только лекарственная терапия и лечебная физкультура. В «СМ-Клиника» восстановительным лечением занимается целая команда специалистов: врачи-реабилитологи, физиотерапевты, инструкторы ЛФК, массажисты, логопеды-афазиологи, диетологи, психологи. Их слаженная работа – залог высоких результатов реабилитационных мероприятий. Примерная схема работы наших специалистов такова.

  • В первую очередь врач-реабилитолог оценивает текущее состояние пациента и определяет реальные возможности для восстановления функций поврежденных органов и систем.
  • Затем врач составляет индивидуальную программу лечения, в которой сочетаются оптимальные и максимально эффективные методики реабилитации.
  • В ходе восстановительного лечения врач отслеживает результаты и при необходимости корректирует программу в зависимости от достигнутых показателей и состояния пациента.
  • Инструкторы ЛФК, физиотерапевты, массажисты и другие специалисты непосредственно проводят процедуры, назначенные врачом и направленные на восстановление здоровья пациента.

Услуги и методики восстановительного лечения

Специалисты «СМ-Клиника» используют традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя методы реабилитации, и современные технологии и достижения. В зависимости от заболевания и состояния пациента мы предлагаем следующие методики восстановительного лечения.

  • Лечебная физкультура (ЛФК), в том числе водная, которая проводится в бассейне. Это специально разработанный комплекс упражнений, направленный на восстановление тех или иных функций организма. Применяется в ортопедической, неврологической, кардиологической реабилитации.
  • Мануальная терапия, в том числе остеопатия, кинезиотейпирование. Эти методики наиболее часто используются при реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
  • Массаж. Мы практикуем как классические варианты (общеукрепляющий, медицинский, расслабляющий), так и с использованием различного оборудования (гидромассаж, лимфодренажный, вакуумный массаж, «жемчужные ванны» – массаж с воздействием пузырьков воздуха и др.). Для каждого пациента врач-реабилитолог подбирает оптимальный метод реабилитации и количество сеансов.
  • Физиотерапия. Один из самых эффективных и проверенных методов реабилитации. В «СМ-Клиника» применяется современное оборудование для проведения лазерной терапии, диадинамотерапии, криотерапии, лечения с помощью теплового излучения и т.д. Физиопроцедуры показаны практически при всех заболеваниях, после которых требуется восстановительное лечение.
  • Рефлексотерапия. Мы используем метод лечения путем воздействия на биологически активные точки тела при реабилитации больных с проблемами опорно-двигательного аппарата, после инсульта или инфаркта.
  • Инфракрасная сауна. Этот метод восстановительного лечения используют для снятия напряжения и боли в суставах и мышцах, укрепления стенок сосудов, общего расслабления организма.
  • Талассотерапия.Применяется в реабилитации пациентов, страдающих заболеваниями мышц и суставов, а также после инфарктов и инсультов, травм, переломов.

Для получения подробной информации о наших услугах и записи на прием к врачу-реабилитологу звоните по телефону +7 (495) 292-39-72.

Психолог-реабилитолог

(Специализация «психология развития»)

Возрастная психология — одна из наиболее перспективных ветвей психологической науки. Было бы ошибочно думать, что область интересов соответствующих специалистов ограничивается психологической поддержкой детей в школе. Возрастные психологи оказывают также психологическую помощь в разнообразных организациях и структурах.

В нашей стране, особенно сегодня, остро стоит вопрос о социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы с состоянием здоровья и другие социальные трудности. Существуют различные реабилитационные центры, где наряду с врачами и социальными работниками трудятся и возрастные психологи.

Особое значение приобретают практические методические материалы и наработки, дающие практикам возможность, исходя их местных условий, определить направления проектирования коррекционных образовательных учреждений, обеспечивающих оптимальные условия протекания процесса реабилитации, формирования и развития личности проблемного ребенка и подростка, не изолируя его из социума.

Основным контингентом, на который ориентируется деятельность психолого-медико-социальных центров являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 18 лет, (имеющими различные по этиологии заболевания, нарушавшие процесс развития и другие особенности, препятствующие развитию личности и социализации несовершеннолетних), обратившиеся в центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Работники подобных центров видят в качестве своей цели не только восстановительное лечение, обучение, коррекцию и компенсацию нарушенных функций у ребенка, но и преодоление патогенных типов организации семейного воспитания, в основе которых лежит дисгармония внутрисемейных отношений и макросоциальных взаимодействий семьи, нормализацию ситуации развития личности ребенка в поэтапно организованном комплексном реабилитационном процессе, протекающем в ситуации совместной продуктивной деятельности специалистов-реабилитологов семьи и ребенка.

В таких учреждениях психолог производит диагностику различного рода нарушений, разрабатывает коррекционную программу помощи ребенку и его семье, организует реабилитационную работу.

Психолог, работающий в подобном центре, должен, прежде всего, иметь высшее образование по своей специальности. Он также должен ориентироваться в смежных с психологией дисциплинах (медицина, социология, юриспруденция, педагогика). Среди личностных качеств особо важны умение наладить взаимоотношения как детьми, так и с их родителями, способность эффективно работать в коллективе, т. к. часто психологу для принятия решения нужна помощь других специалистов, умение оперировать большим набором методик и правильно их использовать. Также психолог не должен забывать, что на него возлагается особая ответственность за свою профессиональную деятельность.

В качестве ориентиров своей деятельности психолог-реабилитолог использует следующие:

1. Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.

2. Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе реабилитации.

3. В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.

Рабочее пространство психолога-реабилитолога организуется специально с учетом особенностей тех людей, с которыми приходится работать. Существуют специальные лифты для инвалидов, также и другие помещения спроектированы с учетом несовершенных возможностей потенциальных посетителей. Помещения должны быть большими и светлыми; цвета мебели, обоев и т.п. должны быть гармоничными. Кроме того, в распоряжении психолога должно быть обязательно несколько комнат: кабинет, где ведется прием клиентов, специальная комната для родителей, где они ожидают своих детей, игровая комната, где может проходить как диагностика, так и игротерапия. Этой комнате хотелось бы уделить особое внимание. Все здесь сделано с таким расчетом, чтобы ребенок, даже тот, у которого серьезные проблемы со здоровьем, чувствовал себя комфортно. Здесь нет острых углов, пол представляет собой мягкий ковер, в комнате много интересных игрушек. Ребенок быстро привыкает к новой обстановке и времяпрепровождение здесь становится для него приятным.

Внешность психолог также не должна быть отталкивающей. Приветливая улыбка — естественный спутник профессионального психолога.

Конечно же, в таких центрах не могут работать психически нездоровые люди, т.к. подобная деятельность требует большой затраты не только физических, но и духовных сил. Тем не менее, большую радость психологу приносят успешные результаты его труда. В ходе своей профессиональной деятельности психолог может постоянно совершенствовать свои возможности, развивать профессиональные способности и личностные качества.

Помимо медико-психолого-социальных центров возрастные психологи успешно работают и в различных консультационных центрах по проблемам семьи и развития личности, гармонизации детско-родительских отношений. Все больше внимания уделяется психологической помощи и поддержке безработных, людей, ушедших на пенсию, и даже будущих мам.

Таким образом, профессия возрастной психолог — это не только профессия школьный психолог, а профессия, занимающая огромное поле деятельности; профессия, которая помогает человеку развиваться гармонично с самых первых дней его работы и на протяжении всей жизни. А это очень важно. Ведь за гармоничным развитием отдельной личности стоит гармоничное развитие всего общества, а это так необходимо сейчас.

Текст подготовлен студентками факультета психологии МГУ А.А. Бучарской и Д.А. Дружиненко на основе беседы с директором Психолого-медико-социального центра Центрального учебного округа г. Москвы канд. психол. н. А.И. Красило.

Реабилитолог — это специалист, который помогает оправиться после тяжелых травм. К нему обычно обращаются люди, которые перенесли сложные заболевания, повлекшие за собой осложнения, изменение функций организма или отдельных органов.

Рассмотрим подробнее эту профессию, которая в последнее время становится все востребованнее и востребованнее.

Реабилитологи — отличные психологи

Реабилитолог — не только врач, применяющий множество медицинских методик и дающий возможность людям встать на ноги. Это еще и психолог, человек, который помогает преодолеть тяжелое эмоциональное состояние, справиться с депрессией, унынием. Зачастую инвалиды, люди, прошедшие горячие точки, обращаются к такому специалисту, чтобы суметь влиться в мир, адаптироваться, принять себя, научиться общаться с окружающими. Поэтому методы, которыми пользуется врач-реабилитолог, имеют истоки не только в медицине, а еще и в педагогике и психологии.

Необходимые навыки

Грамотный специалист в этой области должен обладать следующими навыками:

Прекрасно разбираться в физиологии человека;

Быть в курсе современных методик оздоровления, активно их применять;

Интересоваться инновациями в данной области, составлять свои программы реабилитации, предлагать новые методики и способы решения проблем;

Знать психологию и основы педагогики;

Владеть навыками проведения массажа и лечебной физкультуры;

Уметь правильно диагностировать пациента.

Специалист-реабилитолог может быть теоретиком или практиком. Одни занимаются исключительно наукой, разрабатывают новые программы и методики, собирают воедино все имеющиеся теоретические знания по медицине и психологии, используя опыт предыдущих поколений. Само же лечение проводят реабилитологи-практики.

Когда нужно обращаться к реабилитологу

Иногда человек даже не знает, что нежелательные эффекты после перенесенного заболевания не пройдут сами собой. Что вывих сам не пройдет, а ожидание может только усугубить ситуацию. Что, оказывается, многие люди переживали точно такие же проблемы и с достоинством их преодолели.

Вот самые основные случаи, когда обратиться за помощью стоит:

  1. Вы перенесли болезнь, которая дала серьезные осложнения.
  2. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  3. Ограниченные физические возможности.
  4. Лишний вес.
  5. Проблемы с дыханием.
  6. Проблемы с нервной системой.
  7. Болезни кожи.
  8. Ушибы, вывихи, растяжения.

Качества хорошего реабилитолога

Разумеется, работая с людьми, более того, подчас с людьми непростой судьбы, сложностями характера и мироощущения, реабилитолог должен обладать определенными личными качествами, помимо высокого профессионализма. Во-первых, умение слушать и понимать. Без этого вряд ли получится по-настоящему оказать помощь. И речь идет не только о медицинской, но и о психологической поддержке. Во-вторых, реабилитолог — это отзывчивый, чуткий человек, который способен на сочувствие и сопереживание.

Где будет нужен реабилитолог

В каждой спортивной команде и у любого индивидуального спортсмена есть врач-реабилитолог. Он внимательно следит за его физическим и эмоциональным состоянием. Но это не значит, что в других сферах данная профессия не востребована. Вот неполный список, куда может пойти работать человек, который решил учиться на реабилитолога:

Больницы (само собой, это то место, где клиентов у врача — нескончаемый поток. Всегда найдутся люди, которым понадобится квалифицированная помощь).

Реабилитационные центры (из названия понятно, что люди, которые хотят оправиться от болезней, травм и тяжелого эмоционального состояния, посещают именно такие центры).

Детские дома, интернаты (в таких учреждениях детям нужна психологическая помощь и поддержка для того, чтобы выйти в мир полноценными людьми, не бояться, не чувствовать себя ущемленными и «не такими, как все»).

Дома инвалидов (адаптация людей с ограниченными возможностями).

Органы социальной защиты.

Образовательные учреждения.

Как получить эту профессию

Во всех крупных медицинских ВУЗах нашей страны можно получить специальность «реабилитолог». Это требует от абитуриента знания стандартных дисциплин и сдачи ЕГЭ: русский язык, химия, биология. В любом случае придется получить высшее медицинское образование. А работа реабилитологом будет являться направлением. В последнее время все больше людей стали выбирать для себя эту профессию, она становится все более популярной. Да и оплачивается она уже не так, как несколько лет назад, а гораздо выше. Чем больше новых и креативных идей предлагает специалист, чем больше методик он применяет в своей работе, тем заметнее его результаты. Есть возможность для роста, главное — поставить перед собой цель. Пройдя обучение полностью, не возникнет вопроса о том, куда же пойти работать, потому что медицина сейчас развивается, и грамотные специалисты ей нужны всегда.

Союз реабилитологов России

У нас в стране существует такая организация (или, как она себя называет, союз), которая объединяет врачей-специалистов в этой сфере со всей России. В нее входят и физические, и юридические лица, специалисты медицинского и немедицинского профиля, просто заинтересованные граждане, общественные организации и волонтерские сообщества. Все известные реабилитологи России являются членами этого союза. Руководителями же выступают известные ученые, профессора, работники культуры, учителя и т.д.

Их основная цель — повысить уровень качества поддержки и помощи больным, культивировать здоровый образ жизни. Более того, создатели и руководители ставят целью сделать реабилитационную помощь более доступной обычным гражданам, тем, кто живет не в больших городах, а в маленьких населенных пунктах. Стоит сказать, что работа дает ощутимые результаты. Если раньше многие даже не знали о том, что существует такая профессия, как реабилитолог, сейчас молодежь специально поступает в университеты и колледжи, чтобы связать свою жизнь с этим серьезным видом деятельности.

Реабилитолог — это профессия очень сложная, требующая огромной самоотдачи и терпения. Неизвестно, как сложится жизнь студента: будет он работать с взрослыми людьми или станет помогать детям; будет он работать со сложными подростками или инвалидами, спортсменами или лежачими больными. Деятельность всегда разнообразна, пациенты совершенно разные, и нужно уметь найти подход к каждому. Даже тот, кто давно работает в этой сфере, не всегда может сказать о себе: «Я хороший реабилитолог». Обучение пройти можно, но вот личные качества — они либо есть, либо их нет. Ну и опыт, конечно, и желание развиваться, узнавать и находить что-то новое в этом деле решает очень многое. В любом случае, если вы действительно хотите помогать людям, возможно, эта профессия — именно то, что вам нужно!

Кафедра реабилитационной и спортивной медицины является основной базой для подготовки врачей и специалистов среднего звена, развивающих лечебно-реабилитационное направление в многопрофильных ЛПУ ФМБА России.
За период 2005-2010 гг. на кафедре прошли первичную подготовку и сертификационные циклы более 200 врачей по специальности «восстановительная медицина», многие из которых возглавляют в настоящее время отделения (кабинеты) восстановительного лечения и реабилитации многопрофильных стационаров ЛПУ ФМБА России. Одновременно на курсах специализации и усовершенствования кафедра готовит специалистов среднего звена по программе «Реабилитационное сестринское дело».
Ежегодно на бюджетной основе кафедра проводит выездные циклы тематического усовершенствования в крупнейших ЛПУ ФМБА России (ЦМСЧ №119, КБ №81, МСЧ №33, 118, 141 и др.) для широкого круга клиницистов по наиболее актуальным вопросам клинической реабилитации в терапии, неврологии, ортопедии. В рамках выездных циклов сотрудники кафедры дают конкретные рекомендации по развитию службы на местах, внедрению инновационных технологий и т.д.

В комплексе с этим на кафедре проходят подготовку (специализация, усовершенствование) врачи по специальности «ЛФК и спортивная медицина», а также методисты и инструктора ЛФК, массажисты, М/С по физиотерапии. Программы их подготовки целенаправленны на специфику кинезо- и физиотерапии в реабилитационном деле. Такой комплексный подход реализован при подготовке кадров для ЛПУ, проводящих высокотехнологичную (дорогостоящую) медпомощь по Нацпроекту «Здоровье».
Перечень документов, необходимых для зачисления на циклы обучения (профессиональной переподготовки врачей, тематического усовершенствования врачей, стажировки врачей, общего усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала):
1. Копия диплома.
2. Копия трудовой книжки с последней записью: «Продолжает работать по настоящее время».
3. Копия паспорта: вторая, третья и пятая страницы.
4. Если по документам прослеживается смена фамилии, то необходима копия соответствующих документов
5. Копия документа об оплате обучения (платежное поручение или квитанция сбербанка, бланк квитанции может быть получен на кафедре).
6. Для врачей, поступающих на цикл профессиональной переподготовки, — документы (сертификат и документ об окончании ординатуры или интернатуры), подтверждающие послевузовскую подготовку по базовой специальности (перечень специальностей указан в разделе «Расписание на 2013 спецальности год»).
7. При наличии — документы, подтверждающие квалификационную категорию и ученую степень.
Для поступающих на сертификационный цикл общего усовершенствования (врачей и медсестер) дополнительно предоставляются:
8. Сертификат по специальности
9. Копия сертификата по специальности
10. Для врачей: копия диплома о профессиональной переподготовке (не менее 500 учебных часов) или об окончании ординатуры по специальности, копии документов о последующем повышении квалификации, перечень практических навыков.
Для медсестер: копия документа о специализации по специальности (не менее 288 часов).
Копии всех документов должны быть заверены в отделе кадров Вашего учреждения или у нотариуса не ранее, чем за 1 месяц до начала обучения.

Специалист по социально-бытовой адаптации, функциональной реабилитации. Эрготерапевт.

Образование: “Московский государственный областной институт физической культуры” по специальности: «Физическая культура». Университет дружбы народов: обучение по программе «Воспитательная работа с детьми со сложной структурой дефекта» . Курс повышения квалификации «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» (Минздрава России) по специальности «Международный подход и вопросы эрготерапии в реабилитации больных». Сертификат Министерства образования и науки Российской Федерации МГГУ им. Шолохова (за курс: повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья).

Наталья Анатольевна специализируется в эрготерапии, социально-бытовой адаптации, функциональной реабилитации. Ее стаж работы эрготерапевтом более 20 лет. Наталья Анатольевна работает с детьми и взрослыми с диагнозом ДЦП, а также с пациентами с ограниченными возможностями здоровья после травм, операций, инсульта. Она, как никто другой, знает о проблемах детей с ДЦП, так как сама справилась с этим заболеванием. Активно работает и помогает своим пациентам достигать всё новые и новые цели. Аудитория пациентов Натальи Боровиковой очень различна. Малышам необходимо развивать мелкую моторику, детям постарше — научиться открывать дверь и пользоваться ключом, для взрослых людей иметь востребованность, вернуть самостоятельность в быту. Для всех целей у нашего эрготерапевта есть свои методы работы. Подход, безусловно, индивидуальный — внимательно оценить возможности, поставить цель и планомерно, с интересом для пациента, добиться желаемого результата. Эрготерапевт много рассказывает родителям о том, как правильно заниматься с детьми самостоятельно в домашних условиях. Наталья Боровикова использует на своих занятиях различные тренажёры, стенды-модуляторы, стенды с фактурными поверхностями, настольные тренажёры-спирали, настольные панели для эрготерапии, кинетический песок и многое другое. На занятиях происходит развитие тактильной чувствительности, интеллекта, зрительных и слуховых анализаторов. Внимательный и грамотный специалист, любящий свою работу, регулярно повышающий свою квалификацию. Наталья Анатольевна изучает новые методы эрготерапии, подбирает оптимальный вариант реабилитации для своих пациентов. Детям нравятся занятия с эрготерапевтом. Бесконечное терпение и любовь к своей работе помогает эрготерапевту Боровиковой добиваться отличных результатов!

Специалист, оказывающий медицинскую и психологическую помощь людям, неспособным самостоятельно справиться с нелегким физическим или душевным состоянием.

Заработная плата

30.000–80.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Медицинские учреждения, образовательные учреждения, органы социальной защиты, государственные структуры.

Обязанности

Сама по себе реабилитология находится на стыке трех отраслей — медицины, педагогики и психологии. Имеется множество направлений: медицинская реабилитология, социальная, спортивная, детская и др.

Специалисты делятся на практиков и теоретиков. Первые занимаются непосредственным восстановительным лечением пациентов, а вторые — научной деятельностью.

Реабилитологи-теоретики разрабатывают различные методики по восстановлению, обобщая опыты врачей, психологов и других профессионалов этой отрасли.

Важные качества

Умение слушать и убеждать, терпение, сочувствие, порядочность, чуткость.

Отзывы о профессии

«Эксперты считают, что в наше сложное время консультации реабилитологов необходимы не только ветеранам и жертвам региональных конфликтов, но и обычным людям. Неприятности, с которыми мы не в состоянии справиться самостоятельно, становятся причинами наркомании и алкоголизма, и, увы, все чаще приводят к самоубийствам. А квалифицированные врачи способны помочь в решении многих социальных проблем».

Редактор портала profvibor.ru.

Стереотипы, юмор

В наше время, время глобальных катастроф и войн, экономической нестабильности и региональных конфликтов, все больше людей начинают нуждаться в посторонней медицинской и психологической помощи. Оказать им поддержку способны реабилитологи. Именно поэтому данные специалисты пользуются высоким спросом на рынке труда.

Обучение

Для работы реабилитологом необходимо высшее медицинское образование.

В Санкт-Петербурге учиться можно в таких вузах как: Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

В Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.